Февраль 2010 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Октябрь 2013 Декабрь 2013 Май 2013 Август 2013 Январь 2014 Октябрь 2014 Май 2014 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Март 2016 Январь 2021 Февраль 2021

В этом разделе представлены как новости нашей компании, так и оперативная информация, которая может быть интересна нашим клиентам.



26.05 Самые значимые новости недели 20 - 24 апреля 2015 года

1. Приказ, удаляющий подпись главбуха из бухгалтерской отчетности, зарегистрирован

Единый портал сообщил о регистрации приказа «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», который получил № 57н. Из форм бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах слова «Главный бухгалтер», «(подпись)», (расшифровка подписи)» исключены. Такое изменение вносится в приказ от 2 июля 2010 г. № 66н о формах бухотчетности.

В ходе общественного обсуждения было внесено предложение отказаться от данной поправки. Однако это предложение не принято разработчиком проекта (Минфином). Это обосновывается тем, что часть 3 статьи 7 закона о бухучете предусматривает возможность ведения бухучета не только главбухом, но и иным должностным лицом экономического субъекта (на которое соответствующая обязанность возложена руководителем). Также как вариант не исключено наличие договора на ведение бухучета. Кроме того, руководители определенных категорий субъектов вправе вести бухучет самостоятельно. В таких случаях подписи главбуха на отчетности быть не может, указал Минфин. К тому же, в силу норм закона о бухучете отчетность считается составленной после ее подписания руководителем. Требование о ее подписании главбухом не установлено законом.

 Также вносятся поправки технического характера в ряд приказов Минфина, регламентирующих вопросы бухучета и отчетности, в том числе в ряд ПБУ и упомянутый приказ. Отчет о прибылях и убытках переименуют в отчет о финансовых результатах в соответствии с уже довольно давно вступившими в силу изменениями закона о бухучете.

 В форме отчета о финансовых результатах в графе «Наименование показателя <2>» строка «Справочно» перекочует на позицию после строки «Совокупный финансовый результат периода <6>» (сейчас "справочная" строка находится после строки «Чистая прибыль (убыток)»).

 «Отчет о целевом использовании полученных средств» переименован в «Отчет о целевом использовании средств».

 В «Упрощенных формах бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств» появилась форма отчета о целевом использовании средств.

 В ПБУ «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 признается утратившим силу пункт 2 "Понятие событий после отчетной даты".

 В связи с последними поправками, внесенными в закон о бухучете федзаконом от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ, изменившими состав субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, внесены соответствующие корректировки в следующие ПБУ:

 «Доходы организации» ПБУ 9/99

 «Расходы организации» ПБУ 10/99

 «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99

 «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02

 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02

 «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02

 «Информация о связанных сторонах» (ПБУ11/2008)

 «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

 «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)

 «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008)

 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)

 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010).

 

2. Минфин еще раз напомнил о налоге на имущество организаций с движимых ОС с 2015 года

В письмах от 7 апреля 2015 г. №№ 03-05-05-01/19338, 03-05-05-01/19359, 03-05-05-01/19349, 03-05-05-01/19345, 03-05-05-01/19342, 03-05-05-01/19341 Минфин веером сформировал ответы на идентичные вопросы о применении налога на имущество организаций с 2015 года, в том числе по переведенным с баланса другого юрлица движимым объектам.

 На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве ОС. В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК в новой редакции с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу. Это - вне зависимости от передачи (включая приобретение) данного имущества лицами, признаваемыми (не признаваемыми) взаимозависимыми, уточнило ведомство.

 Вместе с тем, с 1 января 2015 года вступил в силу пункт 25 статьи 381 НК. Согласно ему в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, предусмотрено освобождение от уплаты налога, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также переданных взаимозависимыми лицами.

 О налогообложении "переброшенных" между юрлицами ОС ведомство давало разъяснения и ранее, прямо указывая, что движимое имущество, относящееся к 3-10 амортизационным группам, учтенное в составе основных средств в результате приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013 - 2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

 Напомним также, что если перевести ОС с одного баланса на другой в "разобранном" виде, можно получить определенные послабления.

 

3. Вычет НДС можно учесть по частям, за исключением предъявленного по ОС и НМА

В письме от 09.04.2015 № 03-07-11/20293 Минфин указал на введенный федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ пункт 1.1 статьи 172 НК, согласно которому появилась возможность заявить вычет НДС в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных ТРУ.

 В то же время необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 172 НК вычеты при приобретении основных средств, оборудования к установке и НМА производятся после принятия на учет данных активов в полном объеме.

 Поэтому не противоречит НК принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг), за исключением ОС, оборудования к установке, НМА.

 

4. Законопроект о сдаче ежеквартального расчета по НДФЛ прошел второе чтение в ГД

Госдума приняла во втором чтении правительственный законопроект № 673772-6 о внесении изменений в НК в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах.

 Проектом вводится такое понятие, как ежеквартально представляемый в налоговый орган расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ. Расчет будет представлять из себя документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Эта формулировка появилась ко второму чтению - в первоначальной версии оговаривалось, что таким расчетом считается заявление, переданное по ТКС с усиленной квалифицированной ЭП, а в бумажном виде расчет можно сдавать только работодателям с численностью работников до 10 человек.

 В обновленной версии бумажный расчет разрешен налоговым агентами, очитывающимся по 25 физлицам и менее, остальным предстоит его сдвать по ТКС.

 Штраф за непредставление расчета в сумме 1000 рублей будет взиматься за каждый полный или неполный месяц просрочки. После 10 дней просрочки сдачи расчета налоговики могут заблокировать счет. Разблокировать его они должны будут не позднее одного дня, следующего за днем представления расчета. За каждый документ с недостоверными сведениями штраф составит 500 рублей. При этом самостоятельное исправление ошибок путем подачи уточненного расчета до того момента, как искажения обнаружат налоговики, освобождает от этого штрафа. Расчет надо будет сдавать не позднее последнего дня месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом, а расчет за год - не позднее 1 апреля.

 К третьему чтению появилось также уточнение о дате получения документов через личный кабинет налогоплательщика. Ею будет считаться день, следующий за днем размещения документа в ЛК. Также внесена поправка о том, что физлицам не будет направляться налоговое уведомление, если сумма налога не превышает 100 рублей (за исключением случая, когда возможность взыскания будет утрачена в следующем году).

 Также законопроект вносит поправки в сроки уплаты НДФЛ.

 В целях НДФЛ датой получения дохода в виде материальной выгоды является согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 223 НК день получения матвыгоды. Сейчас это касается выгоды как от приобретения товаров, услуг, ценных бумаг, так и от экономии на процентах. Согласно законопроекту датой получения дохода от экономии на процентах будет признаваться последний день каждого месяца пользования кредитом.

 Также в качестве даты получения дохода в целях НДФЛ законопроектом устанавливаются даты зачета встречных требований; списания безнадежного долга с баланса организации; а также последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет по возвращении работника из командировки.

 В пункт 3 статьи 226 НК вносится уточнение, что исчисление налога (которое производится налоговыми агентами нарастающим итогом с зачетом ранее начисленных в текущем году сумм НДФЛ) происходит на дату получения дохода по статье 223.

 В случае невозможности удержать у физлица налог, налоговый агент будет обязан сообщать об этом и суммах дохода и налога в налоговый орган до 1 марта (а не до 31 января, как сейчас) года, следующего за получением таким физлицом дохода у данного налогового агента.

 При выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая по уходу за больным ребенком) и отпускных налоговые агенты должны будут перечислять НДФЛ не позднее последнего дня месяца, в котором такие доходы выплачивались.

 Обособленные подразделения будут перечислять по месту своего учета НДФЛ не только с зарплат работников, но и с доходов физлиц по гражданско-правовым договорам.

 ИП - плательщики ЕНВД и ПСН налог с доходов своих работников должны будут перечислять по месту своего учета в связи с соответствующей деятельностью.

 Исключается норма о том, что "суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу" (пункт 2 статьи 231 НК).

 Основная масса нововведений вступит в силу в случае принятия в 2016 году.

 

5. ФНС отследит все сделки компаний с помощью компьютера

Новая компьютерная система позволит отделить добросовестные компании от криминальных, предупреждать о недобросовестных контрагентах.

 Федеральная налоговая служба (ФНС) изобрела способ «обелить» российский рынок. ФНС запустила новую версию программного комплекса автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимостью (АСК НДС-2). Первая версия программного комплекса уже позволила сэкономить 68 млрд бюджетных рублей, рассказал «Известиям» замруководителя ФНС России Даниил Егоров. Суть системы в том, что она сохраняет все счета-фактуры, все сделки, все налоговые декларации плательщиков НДС, создавая каждой компании налоговую историю. Это позволит отделить добросовестных налогоплательщиков от криминальных, на которых ФНС и сосредоточит силы проверяющих, уверен он.

 — В настоящее время сама предпринимательская среда провоцирует применение незаконных налоговых схем, — поясняет Егоров. — Предприниматель, который не пользуется фирмами-однодневками, незаконным возвратом НДС, проигрывает в конкурентной борьбе с недобросовестными «коллегами». Новая система позволяет отслеживать все цепочки движения товаров, поэтому обнаружить фиктивную сделку ей будет несложно. В этом случае система по электронным каналам связи запросит у налогоплательщика пояснения. Очевидно, что однодневки не смогут обеспечить электронное взаимодействие с налоговым органом, и им автоматически по закону будут блокированы счета. Компании, желающие остаться в правовом поле, сдадут уточненные декларации или пояснения. В отношении недобросовестных компаний налоговая будет «сужать кольцо» и принуждать их отказаться от использования незаконных схем. Так рынок будет очищаться от незаконных практик, которыми сейчас пользуются многие фирмы.

 Новая система ФНС охватывает все сделки, совершенные с 1 января этого года. Как пояснил Егоров, при проектировании системы квартальный объем анализируемых данных в электронном виде оценивался в 5 терабайт. Всего серверы системы рассчитаны так, чтобы хранить историю всех сделок и сданных деклараций минимум 5 лет.

 Соответственно, единожды проведенная сомнительная операция будет фиксироваться и впоследствии отразится на «налоговом профиле риска» компании, ее руководства и владельцев. Низкий профиль риска освободит компанию от излишнего внимания проверяющих и налоговых проверок, акцент будет сделан только на «рискованных» налогоплательщиках.

 Первая версия системы не хранила информацию о сделках и счетах-фактурах, анализируя данные о компаниях, заявляющих возмещение налога. Только в первый год применения такого подхода налоговые органы предотвратили незаконное возмещение 68 млрд рублей  НДС из бюджета. В будущую третью версию системы предполагается включить данные с кассовых аппаратов, что позволит ФНС контролировать не только сделки между компаниями, но и продажи конечному потребителю (соответствующий законопроект уже проходит согласования в ведомствах).

 — В этом случае мы будем держать под контролем всю цепочку создания добавленной стоимости, и компаниям станет невыгодно создавать облако фирм-прокладок, благодаря которым сейчас они незаконно минимизируют налогообложение, — говорит Егоров. — Кроме того, это позволит сравнивать цены и объемы продаж аналогичных торговых точек. Например, если в одном месте есть два однотипных магазина, но в одном продается сто, к примеру, пакетов молока, а в другом — пять, то это повод прийти во второй магазин c проверкой. При таком контроле теоретически система сможет заполнить книгу покупок и продаж, и даже декларацию компании. Но пока об этом говорить рано: законопроект о внедрении таких кассовых аппаратов еще не принят, хотя эксперимент прошел в целом удачно.

 Впрочем, по мнению экспертов, автоматически полностью «обелить» российский рынок не получится.

 — Это нереальная задача, и в мире нет такой страны, где был бы абсолютно «белый» рынок, — считает руководитель налоговой практики компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. — Поэтому новая версия программного комплекса в лучшем случае сможет только помочь уменьшению применения незаконных налоговых схем, но не устранит их в полном объеме. Кроме того, данная версия программного комплекса — абсолютное новшество в России, поэтому первые 1,5-2 года будут переходным периодом, пока будут выявляться и устраняться недостатки системы и вырабатываться максимально эффективные способы работы с ней.

 

6. ФСС разъяснил вопросы о включении различных выплат в базу по взносам

6.1.  ФСС разъяснил, как по новому порядку облагаются взносами выплаты при увольнении

В приложении к своему письму от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 ФСС дал разъяснения по поводу включения или невключения некоторых видов выплат в базу для начисления взносов.

 Во-первых, фонд напомнил, что установленные законодательством компенсации при увольнении (кроме оплаты неиспользованного отпуска) взносами не облагаются (подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года).

 ФСС привел, какие именно компенсационные выплаты установлены Трудовым кодексом. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

 Кроме того, при увольнении по этим же основаниям с письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор до истечения положенных двух месяцев со дня уведомления об увольнении. При этом ТК установлена выплата дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

 Эти пособия и компенсации не облагаются взносами. Компенсации работникам в случае расторжения трудового договора в иных случаях, не установленных законодательством РФ, в том числе по соглашению сторон, подлежат обложению страховыми взносами, пишут чиновники. Это ФСС утверждает, по-видимому, не только применительно к прошлым периодам.

 С 1 января 2015 года исключения, указанные в упомянутом подпункте "д", дополнены. Если раньше там были обозначены (и как следствие безусловно облагались взносами) только компенсации за неиспользованный отпуск, то теперь это еще и:

 суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (или шестикратный размер для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

 компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

 Аналогичные изменения внесены в подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 закона N 125-ФЗ.

 Поэтому все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства) независимо от основания, по которому производится увольнение (отметил ФСС), начисляемые после 1 января 2015 года, освобождаются от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка. Суммы превышения с 1 января 2015 года подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

 ФСС не уточнил, включаются ли теперь (с учетом тезиса "независимо от основания") в число этих выплат компенсации при увольнении по соглашению сторон. Все же наиболее вероятно (с учетом логики фонда, который считает такую компенсацию не установленной законодательством), что, по мнению ФСС, выплаты при увольнении по соглашению должны облагаться взносами в полном объеме независимо от превышения/непревышения общей суммой выплат при увольнении над трехкратным размером заработка.

6.2. Оплата работникам стоимости проезда на работу и обратно облагается взносами

Приложением к письму от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 ФСС направил свои мнения о нюансах формирования базы для исчисления взносов.

 Выплаты в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников организации от места жительства до места работы и обратно не поименованы в перечне освобождаемых от взносов по статье 9 закона 212-ФЗ. Следовательно, такие компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

6.3. Командировка отменена - оплата визы и страховки взносами не облагается, указал ФСС

В приложении к письму ФСС от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 разъясняется по поводу включения или невключения некоторых видов выплат в базу для начисления взносов.

 В случае оплаты визы и медицинской страховки, наличие которой является обязательным условием для получения визы при направлении работника в служебную командировку на территорию зарубежных стран, сумма такой оплаты не подлежит обложению страховыми взносами.

 При этом в случае отмены командировки (при наличии приказа руководителя организации), то есть когда поездка не состоялась, суммы оплаты работодателем визы и медстраховки не облагаются взносами, так как квалификация данного вида выплат не меняется.

6.4. Невозвращенный неотчитавшимся работником подотчет облагается взносами

В приложении к письму от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 ФСС рассказывается о формировании базы для исчисления взносов, в том числе - об обложении ими денежных средств, выданных под отчет работнику на приобретение товаров на хозяйственные нужды, по которым своевременно не представлен авансовый отчет.

 Новым указанием Банка России N 3210-У о порядке ведения кассовых операций установлено, что подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

 Исходя из статьи 137 ТК выданные под отчет денежные средства, по которым работником своевременно не представлен авансовый отчет, признаются задолженностью работника перед организацией, данные суммы могут быть удержаны из зарплаты работника.

 В случае если работодатель удержал из заработной платы работника вышеуказанные денежные средства на основании статьи 137 ТК, объекта обложения по взносам не возникает, указал ФСС.

 Если работодатель принимает решение не удерживать упомянутые суммы, они рассматриваются как выплаты в пользу работника в рамках трудовых отношений и облагаются взносами в общеустановленном порядке.

 Если работник представит авансовый отчет с подтверждающими документами (с копиями товарных чеков на приобретение товаров, работ (услуг), счетами, накладными), когда организация уже произвела начисление взносов на упомянутую сумму, можно произвести перерасчет базы для начисления взносов и сумм взносов.

 Такую же позицию высказывал ранее Минтруд.

6.5. ФСС не претендует на взносы с выплат, начисленных после смерти работника

Приложение к письму от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 ФСС содержит мнения фонда насчет включения некоторых выплат в базу для исчисления взносов.

 Среди прочего, фонд напомнил, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. При этом устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений взносов во внебюджетные фонды.

 Исходя из пункта 6 части 1 статьи 83 ТК, смерть работника является основанием для прекращения трудового договора.

 Кроме того, после смерти застрахованного лица не может быть реализована основная цель обязательного соцстрахования - получение физлицом обеспечения.

 Таким образом, если на момент начисления заработной платы работодатель располагает информацией о смерти работника, зарплата и иные выплаты, начисленные в соответствии с законодательством в его пользу, не подлежат обложению взносами.

6.6. Вознаграждения членам совета директоров, ревизионной комиссии взносами не облагаются

Приложением к письму от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 ФСС оформил изложение ряда своих позиций насчет формирования базы для исчисления взносов.

 Среди прочего, ФСС рассказал об обложении взносами вознаграждений, выплачиваемых членам совета директоров, членам ревизионной комиссии АО. Согласно закону об АО совет директоров (наблюдательный совет) является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью общества, а ревизионная комиссия - органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Члены ревизионной комиссии общества, не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления обществом.

 Членам указанных органов в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

 Статьей 11 ТК предусмотрено, что трудовое право не распространяется на членов советов директоров организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).

 Если члены совета директоров состоят в трудовых отношениях с АО и руководят его текущей деятельностью в качестве генерального директора, бухгалтера, трудовым договором предусматриваются только выплаты за выполнение данными лицами работы по должностям согласно штатному расписанию. Обязанности работодателя выплачивать физлицу вознаграждения как члену совета директоров трудовой договор предусматривать не может. Поэтому следует разграничивать указанные выплаты.

 Поскольку вознаграждения членам совета директоров, ревизионной комиссии производятся не в соответствии с трудовыми или гражданско-правовыми договорами, такие вознаграждения не облагаются взносами.

 

7. В ходе камералки по НДС пояснения надо сдавать по ТКС через оператора ЭДО с описью

Письмом от 7 апреля 2015 г. N ЕД-4-15/5752 ФНС дополнила свое масштабное письмо о камеральных проверках, выпущенное полтора года назад - № АС-4-2/12705@ от 16 июля 2013 года.

 Теперь, если в ходе камералки декларации по НДС выявлено несоответствие сведений, которое может привести к ущемлению интересов бюджета (уменьшению налога к уплате или увеличению возмещения), ИФНС будет направлять в электронной форме через оператора электронного документооборота сообщения по формам, которые вводятся приложениями к данному письму, о необходимости представить пояснения.

 При этом несоответствие сведений может быть выявлено исходя из противоречий в самой представленной декларации, при сопоставлении с журналом учета счетов-фактур (если налогоплательщик обязан его сдавать) или с декларацией по НДС контрагента.

 В формах, которые должны использовать налоговики, предусмотрено указание сведений из книги покупок (по декларации), в которых выявлены несоответствия; то же самое по книге продаж, дополнительным листам, журналам учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также по счетам-фактурам, выставленным непоаательщиками НДС.

 Направляя пояснения в ИФНС, налогоплательщик вправе использовать рекомендуемую форму ответа. Рекомендуемые формы, формат и порядок заполнения ответа на сообщение (с требованием представления пояснений) для представления в налоговый орган приведены в приложении к письму. Ответ, составленный по рекомендуемой форме, направляется налогоплательщиком в установленном формате через оператора ЭДО с применением описи документов.

 

8. Для подтверждения расходов нужны только маршрут-квитанция и посадочный талон

В письме от 6 апреля 2015 г. N 03-03-06/19229 Минфин напомнил свою позицию по вопросу документального подтверждения расходов на приобретение электронного авиабилета в целях налога на прибыль.

 Согласно пункту 2 приказа Минтранса от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и ИП наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

 Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то налогоплательщику в целях документального подтверждения расходов достаточно маршрут/квитанции (в которой указана стоимость перелета), а также посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

 

9. ВС: с незачтенной за этап работ части аванса заказчик может не восстанавливать НДС

ООО «А» (заказчик) заключило с ФГУП (подрядчик) договор подряда, которым был предусмотрен аванс в размере 576 млн рублей. При этом аванс засчитывается ежемесячно в счет оплаты в размере 10% от объема выполненных работ, определенном по справке КС-3 до полного удержания суммы аванса или окончательного расчета по договору.

 Также ООО «А» (заказчик) заключило договор подряда с иностранной компанией (подрядчик), который предусматривал авансовый платеж в размере 8 млн евро. При этом стоимость фактически выполненных работ, указанная в счете подрядчика, оплачивается за минусом части уплаченного аванса, равной 30% от указанной в счете стоимости фактически выполненных работ, до момента зачета полной суммы выплаченного авансового платежа.

 В 4 квартале 2010 года по указанным договорам компания частично восстановила НДС, ранее принятый к вычету при выплате авансов, исходя из условий договоров (в размере 10 и 30% от стоимости выполненных работ).

 По результатам выездной проверки ИФНС решила, что компания должна восстановить налог с авансов в сумме стоимости выполненных работ, доначислила НДС, пени и штраф. По мнению инспекции, восстановление налога в размере 10 и 30 % от объема выполненных и принятых работ исходя из условий договоров подряда противоречит положениям подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК. В соответствии с указанной нормой восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении предоплаты.

 Суды трех инстанций (дело № А42-6425/2013) признали решение инспекции недействительным, разъяснив, что указанную норму необходимо применять во взаимосвязи с другими нормами главы 21 НК на основе оценки условий договоров.

 В данном случае восстановлению в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 НК, подлежат суммы НДС, определенные исходя из сумм, которые по итогам налогового периода перестают быть предоплатой. По тем суммам, которые остаются авансами, НДС восстановлению не подлежит. Иначе на налогоплательщика будет возложена обязанность по восстановлению налога вне зависимости от условий договоров и при отсутствии основания зачета ранее внесенного аванса.

 Судья ВС (307-КГ15-2387 от 17.04.2015) также отказал инспекции в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

 Суды не всегда единообразны в данном вопросе. К примеру, по делу А75-8761/2013 суды разрешили восстанавливать налог поэтапно в зависимости от условий договора (здесь впоследствии и ВС отказал налоговикам в пересмотре). В другом деле - № А41-57321/2013 - при схожих обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций приняли аналогичное решение, однако кассация (АС Московского округа) его отменила, отметив, что условия договора не могут влиять на установленный порядок восстановления налога и не могут служить основанием для освобождения налогоплательщика от возложенных на него НК обязанностей. При этом для другой стороны сделки с аналогичными условиями в деле А74-4103/2014 суды (АС Восточно-Сибирского округа) разрешили принять к вычету НДС с оплаты авансом не только в зачтенной сумме. По последним двум делам отсутствуют определения ВС.

 

10. Суды нашли оправдавшую доначисления взаимосвязь при отсутствии признаков зависимости

ООО «А», основным видом деятельности которого является поставка алкогольной продукции, приобрело у ООО «О» товар почти на 56 млн рублей и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

 По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО «А» НДС, пени и штраф, решив, что указанная сделка направлена на получение необоснованной налоговой выгоды.

 Инспекция установила, что ООО «О» обладает признаками анонимной структуры: директор и учредитель компании являются номинальными, по юрадресу ООО «О» не располагается, сотрудников не имеет, основные средства, собственные или арендованные транспортные средства, производственные мощности, офисы отсутствуют. Операций, свойственных нормальной хозяйственной деятельностью, компания не ведет, а налоговую отчетность представляет стабильно с минимальными показателями (доля налоговых вычетов более 99,9%).   

 Суды первой и апелляционной инстанций (дело № А47-4626/2014) признали решение инспекции недействительным, указав, что ею не опровергнута реальность операций.

 Кассация отменила решение судов, разъяснив, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, когда налогоплательщик действует без должной осмотрительности, или ему известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности. 

 Суд указал (Ф09-1399/2015 от 17.04.2015), что договор поставки алкогольной продукции заключен без личного присутствия директора или какого-либо представителя ООО «О», между тем, сделка является крупной по стоимости и важной для основной деятельности. К тому же, налогоплательщик не обосновал выбор ООО «О» в качестве контрагента при наличии возможности приобретения данного товара непосредственно у фирмы – изготовителя.      

 Более того, анализ движения денежных средств по расчетному счету ООО «О» показал, что денежные средства, полученные от истца, направлялись ООО «О» на покупку векселей банка, которые предъявлялись к погашению сыном учредителя истца (оказывающим истцу транспортные услуги, вероятно, являясь ИП), а также направлялись в виде займов другим фирмам, учредителем которых является также учредитель ООО «А». При этом отсутствие признаков взаимозависимости между ООО «А» и ООО «О», установленных статьей 20 НК, не опровергает вышеуказанной взаимосвязи, благодаря которой, по мнению судов, налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях контрагента, то есть которую суды в этом смысле приравняли к взаимозависимости.

 

11. НДС по испорченным товарам не восстанавливается, но и к вычету не принимается

В письме от 19.03.2015 № 03-07-11/15015 Минфин ответил на вопрос торговой организации, являющейся плательщиком НДС, у которой в процессе хранения часть товаров теряет свои потребительские свойства и становится браком. НДС при приобретении данных товаров принимался к вычету. При этом обязанность восстанавливать НДС со стоимости списанных бракованных товаров НК не установлена, считает налогоплательщик.

 Минфин напомнил, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых в операциях, облагаемых НДС.

 Суммы налога по товарам, не используемым в таких операциях, вычету не подлежат, пишут чиновники.

 

12. Минфин выдал новые предписания для выявления фактического получателя дивидендов

В письме от 27 марта 2015 г. N 03-08-05/16994 Минфин еще раз рассказал о применении статьи 7 НК в редакции, недавно обновленной федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ (так называемым законом о контролируемых иностранных компаниях).

 Речь идет о том, что при применении международных соглашений в части льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в РФ необходимо оценить, является ли лицо, претендующее на льготы, предусмотренные соглашением, фактическим получателем дохода. Ранее ведомство уже приводило обновленные нормы и давало некоторые разъяснения по их применению.

 Минфин дополняет, что положения международного договора РФ применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемый доход. Предоставление в государстве - источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду. Такое промежуточное звено, например, кондуитная компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое




Задайте Ваш вопрос

Мы с удовольствием ответим в ближайшее время
Контактная информация:
 
Интересует стоимость услуг?
Заполните анкету!
У вас есть вопросы?
Задайте их немедленно!


Тел./факс: (342) 2144-640, 2144-639
Россия, 614066, Пермь, ул. Мира, 8б
Написать письмо © 2009-2013 ООО «Аудит-Профит»