Февраль 2010 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Октябрь 2013 Декабрь 2013 Май 2013 Август 2013 Январь 2014 Октябрь 2014 Май 2014 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Март 2016 Январь 2021 Февраль 2021

В этом разделе представлены как новости нашей компании, так и оперативная информация, которая может быть интересна нашим клиентам.



21.01 Самые значимые новости недели 25 - 01 декабря 2013 года

БУХУЧЕТ, НАЛОГИ

Минфин поддерживает идею удержания НДФЛ с покупателей квартир по заниженной цене

Минфин РФ считает достойной обсуждения идею московских властей удерживать НДФЛ с дохода, образующегося у покупателя имущества, которое продается по неоправданно низкой цене, сказал журналистам замминистра финансов Сергей Шаталов.

 В четверг газета "Ведомости" сообщила, что подобное предложение рассматривается и заключается в том, чтобы собирать недоплаченные продавцом налоги от продажи имущества с покупателя, налог предлагают рассчитывать по кадастровой стоимости.

 "На мой взгляд, это обсуждаемо, эта тема заслуживает обсуждения", - сказал Шаталов.

 Он предложил рассмотреть пример, когда покупатель приобретает квартиру стоимостью 1 миллион рублей и при этом в документах условно прописывается цена покупки на уровне 100 тысяч рублей.

 "Соответственно, вы (покупатель) получили 1 миллион рублей подарка. Это материальная выгода", - пояснил Шаталов, добавив, что покупателю, чтобы избежать налогообложения этой "полученной прибыли", необходимо просто оформлять покупку по ее реальной цене.

 Для ситуаций: покупатель приобретает квартиру стоимостью 1 миллион рублей, а в документах условно прописывается цена на уровне 100 тысяч рублей

Укрощение налогов: командировочные удостоверения отменят

 Среди мероприятий дорожной карты "Совершенствование налогового администрирования", планируемых на 2014 год, есть достаточно радикальные

Среди мероприятий дорожной карты "Совершенствование налогового администрирования", которые планируется реализовать уже в 2014 году, есть достаточно радикальные, например, отмена командировочных удостоверений.

 "И Федеральная налоговая служба (ФНС), и минфин сказали, что они вполне смогут без них обойтись. Это позволит сэкономить миллионы человеко-часов", - подсчитал замглавы Федеральной налоговой службы Даниил Егоров.

 "В ближайшее время, думаю, новая дорожная карта будет утверждена решением правительства, - сообщил директор по развитию приоритетных программ Агентства стратегических инициатив Александр Пироженко. - Мы завершаем работу по созданию карт и концентрируемся на их исполнении". Работа над картой далась непросто. "Психологически тяжело было принять решение о раскрытии налоговых соотношений", - признался Даниил Егоров. Ранее эти сведения были внутренним документом ФНС. Теперь с ними можно ознакомиться в открытом доступе. Контрольные соотношения касаются практически всех налогов и фиксируют ошибки, которые налогоплательщик может совершить при заполнении деклараций. "Мы поняли, что трудозатраты на анализ документов огромные, а "выхлоп" очень мал", - пояснил Егоров. Среди других инициатив по дорожной карте - создание единого отгрузочного документа, который бы объединил в себе счет-фактуру и ряд других формуляров.

 Основной задачей новой карты является снижение времени на подготовку отчетности к 2018 году, рассказал руководитель рабочей группы по ее разработке Борис Нуралиев. "В рейтинге Doing Business оценка в разделе по налогам складывается из трех показателей: время на подготовку и уплату налогов, количество платежей, совокупная налоговая ставка. В 2012 году Россия поднялась на 30 позиций - на 64 место, в 2013 году достигла 56-го места", - напомнил Нуралиев. По его мнению, важно, чтобы изменения правил ведения бухгалтерского учета публиковались минимум за 6 месяцев до даты вступления в силу. Если опубликовано позже, то должен продлеваться срок сдачи деклараций. Эта задача будет возложена на минфин, и уже к марту 2014 года должен быть подготовлен нормативный акт. К весне нужно будет сформировать модель института предварительного налогового разъяснения - то, что в зарубежной практике называется "налоговым консультированием". "Иметь посредника, которому доверяют и налоговая, и налогоплательщик, то есть налогового консультанта, в итоге стало выбором для многих стран. Россия тоже должна прийти к этому", - выразил уверенность замруководителя ФНС Даниил Егоров. Соответствующий закон должен заработать уже к июню.

 Другие задачи перечислил Борис Нуралиев. "Необходимо увеличить сроки подачи отчетности на 5 дней, для электронной отчетности - на 10 дней. Должно быть сокращено количество обязательных для заполнения полей для перечисления налогов и сборов, стоит разрешить работодателям по выплатам соцпособий и отпускных осуществлять уплату подоходного налога единовременно по итогам выплаченных сумм пособий и отпускных в течение месяца. Это будет серьезно экономить время", - заметил он.

 Эксперты, готовившие новую налоговую дорожную карту, также предусмотрели в ней требование исключить повторное истребование налоговой отчетности, уже представленной налоговикам. Ведь не секрет, что ее несколько раз для тех или иных целей требуют различные органы власти на местах. Наконец, нужно как можно больше операций в ходе общения налоговых органов и налогоплательщиков проводить в электронном виде. Тем более есть опыт предоставления госуслуг с использованием Сети.

 Когда все мероприятия дорожной карты "Совершенствование налогового администрирования" будут реализованы, это позволит к 2018 году улучшить позиции России в рейтинге "Ведение бизнеса" Всемирного банка по показателю "Налогообложение" с 64-го места в 2013 году до 40-го в 2018 году. А среднее время трудозатрат на подготовку и сдачу налоговой отчетности за тот же период должно сократиться со 177 до 150 часов.

Установлены коэффициенты-дефляторы на 2014 года для НДФЛ и спецрежимов

Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 ноября 2013 г. N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год" утверждены коэффиценты, применяемые в целях исчисления налогов при трех спецрежимах и в целях НДФЛ.

 Их величины составляют:

 в целях главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК - 1,216;

 в целях главы 26.2 "Упрощенная  система  налогообложения" НК - 1,067;

 в целях главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК - 1,672;

 в целях главы 26.5 "Патентная система налогообложения" НК - 1,067.

В форму декларации по НДФЛ все-таки внесут коррективы: ОКАТО заменят на ОКТМО

 ФНС выпустила новое письмо в дополнение к предыдущему, где уверяла, что форма декларации по НДФЛ для отчетности за 2013 год останется неизменной

Рыночную оценку земли могут исключить из оснований для пересмотра кадастровой стоимости судом

Один из депутатов внес в ГД законопроект № 391238-6 "О внесении изменения в статью 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации "".

 В настоящее время имеется два основания для пересмотра в суде кадастровой стоимости участка (являющейся, напомним, базой для налогообложения):

 недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

 установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.

 Второе основание предлагается исключить. Депутат мотивирует это тем, что, по его мнению, суды формально руководствуются представленным налогоплательщиком сделанным по его заказу отчетом оценщика. Таким образом, страдают интересы бюджета. К тому же, рыночная оценка в этом случае делается "задним числом", что позволяет сомневаться в ее достоверности.

 Изменять кадастровую стоимость в случае появления рыночной оценки предлагается разрешить только комиссиям, созданным Росреестром. При этом предлагается установить, что такая оценка должна быть проведена не позднее чем через 6 месяцев с момента опубликования данных о кадастровой стоимости.

 Решение комиссии можно будет оспорить в арбитражном суде.

 Кроме того, для проверки достоверности отчетов о рыночной стоимости земельных участков, представляемых в комиссию, предлагается ввести требование о наличии положительного заключения уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%.

До госрегистрации недвижимости юрлицу надо встать на учет по месту ее нахождения

 .., подав в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на госрегистрацию прав, разъяснила ФНС.

ФНС письмом от 13 ноября 2013 г. N БС-4-11/20409 разъясняет порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций по местонахождению недвижимого имущества в период до государственной регистрации прав собственности на указанное имущество.

 Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения, месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения компании или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, исчисляется отдельно.

 Постановка на налоговый учет фирмы по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими госрегистрацию прав на недвижимое имущество, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений. В это же время налоговый орган обязан выдать организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

 В комментируемом письме организациям рекомендуется до завершения процедуры госрегистрации прав на недвижимое имущество подать в налоговый орган заявление в произвольной форме о постановке на учет с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на госрегистрацию прав.

 Код причины постановки на учет (КПП) относится к числу обязательных для заполнения реквизитов форм налоговой отчетности по налогу на имущество. На основании поданного организацией заявления инспекция зарегистрирует фирму по месту нахождения недвижимого имущества с присвоением КПП "41". В дальнейшем, при поступлении сведений о госрегистрации прав на недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.

Коллегия судей ВАС рассказала о признаках наличия незавершенного производства

В ходе выездной налоговой проверки компании, занимающейся переработкой нефти и нефтесодержащего сырья, инспекция установила наличие незавершенного производства, так как на конец отчетного периода в установке по переработке нефти остается некоторое количество сырья. Компания поясняет, что в установке не может находиться менее 5% рабочего объема, так как иное было бы нарушением техники безопасности.

 При этом из технологического регламента установки следует, что наличие каких-либо остатков, которые не подвергаются переработке, не предусмотрено (и фактически невозможно, так как само оборудование это не позволяет). Следовательно, по мнению инспекции, остатки сырья в установке на конец месяца полностью перерабатываются в следующем месяце, то есть являются незавершенным производством.

 ИФНС доначислила налог на прибыль, а также пени и штраф по причине того, что сочла неправомерным завышение фирмой сумм прямых расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, на остаток незавершенного производства (непереработанного сырья). Исключенные инспекцией расходы, по ее мнению, подлежат учету по мере реализации.

 Опротестовывая это, компания дошла до ВАС (дело № А40-74496/2012) с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора.

 Суды трех инстанций, отказывая компании в удовлетворении иска, ссылались на со статью 319 НК, исходя из которой сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца.

 Коллегия судей ВАС разъяснила: «под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом,... законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги,... остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства,... материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к незавершенному производству при условии, что они уже подверглись обработке».

 Суды указывают, что спорный остаток, в соответствии с документацией компании, в определенных периодах колеблется, поэтому нельзя сделать вывод о том, что существует определенный фиксированный объем сырья, необходимый для обеспечения непрерывного процесса переработки нефти. На основании отчетов о движении нефтепродуктов установлено, что спорный остаток расходуется и проходит соответствующие стадии переработки, а согласно договору на переработку не предусмотрена сдача заказчику продуктов частичной готовности.

 Суды также разъясняют, что понесенные расходы по работам на доведение продукта частичной готовности до состояния продукта переработки нельзя отнести в прямые расходы по завершенным работам на конец текущего месяца. К тому же, учитывая отсутствие в учетной политике компании закрепленного порядка распределения расходов на НЗП и готовую продукцию, инспекция сделала верный расчет.

ВАС: действительная стоимость доли в ООО определяется по рыночной цене активов без НДС

Опубликовано постановление президиума ВАС по делу № А28-358/2012.

 Соучредитель ООО, владевшая долей в 24%, подала заявление о выходе из состава участников общества. Определив стоимость ее доли исходя из данных баланса, ООО выплатило ей 240 тысяч рублей. Однако с учетом рыночной оценки недвижимости, принадлежащей ООО, вышедшая участница пришла к выводу, что ей должны еще почти 4,5 млн рублей. Суды трех инстанций в ее пользу готовы были взыскать около 3,7 млн.

 Суды, на основании результатов экспертизы по делу определив цену, учитывали в ее составе НДС. В пользу этого суды указали на Порядок оценки стоимости чистых активов АО (применяемый и для ООО), предписывающий учитывать в величине чистых активов внеоборотные и оборотные активы по первому и второму разделам баланса. Указанный порядок не исключает из расчета суммы НДС по приобретенным ценностям.

 Однако ООО настаивало, что действительная стоимость доли не должна исчисляться с учетом этого налога. Президиум ВАС подтвердил эту мысль.

 Поскольку ОС учитываются на балансе без НДС, рыночная стоимость также должна быть определена без НДС.

 "Данный вывод является общим и не зависит от того, возмездным ли являлось приобретение обществом с ограниченной ответственностью основных средств, по каким правовым основаниям и как давно оно состоялось. Не влияет на этот вывод и то, что для целей определения действительной стоимости доли вышедшего из такого общества участника используется рыночная стоимость отраженного на балансе общества недвижимого имущества, определяемая на основании экспертной оценки", - указано в постановлении.

 НДС, полученный от покупателя в случае реализации активов, подлежит уплате в бюджет, поэтому он не влияет на стоимость чистых активов. При этом только возмещаемый НДС является одним из активов и учитывается при расчете чистых активов.

 К тому же, ООО применяет УСН. Президиум указал, что этот довод компании также необоснованно отклонен судами.

 Дело направлено на новое рассмотрение с целью определить действительную стоимость доли без учета НДС.

Суды упорно предписывают учитывать проценты по займу по сроку уплаты согласно договору

Кредит был взят у иностранной компании с условием уплаты процентов при погашении тела займа. Срок договора - 7 лет. Российский заемщик попытался учесть в расходах проценты по этому займу равномерно по начислению в конце каждого месяца срока действия договора. Однако налоговики изъяли суммы процентов из состава расходов.

 Решение о правоте ИФНС приняли и суды в четырех инстанциях, включая коллегию ВАС, отказавшую в пересмотре дела в порядке надзора (дело № А55-27521/2012).

 Суды подчеркивают, что расходы должны приниматься с учетом периода, в котором они возникают исходя из условий договоров. "Расходы по уплате процентов не могли возникнуть у Общества ранее срока, установленного договорами займа", - пишет кассация в своем решении.

 Таким образом, по мнению судов, абзац второй пункта 1 статьи 272 НК ("Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. ... ") имеет приоритет над пунктом 8 той же статьи, согласно которому по договорам займа и иным долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расходы признаются на конец соответствующего отчетного периода. Иными словами, общая норма оказалась "важнее" специальной.

 Напомним, что Минфин придерживается иной позиции. Более того: ведомство призывало и налоговиков руководствоваться в этом вопросе специальной нормой и в ходе проверок не исключать из состава расходов равномерно начисленные проценты по подобным договорам (письмо 29 апреля 2013 г. № 03-03-10/15072).

Немаловажно, что с учетом ограничений по сумме учитываемых в расходах процентов (ст. 269 НК) существует опасность, что единоразово их полную сумму, накопившуюся за какое-то количество лет, в расходы принять не получится.

Суд напомнил о праве на перенос вычетов по НДС

Компания вправе вычесть НДС не в том периоде, когда возникло право на вычет, а позже. Ведь НК РФ не запрещает перенос вычетов. Надо только соблюдать пункт 2 статьи 173 НК РФ, заявив вычет в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Если трехлетний срок не истек, то инспекция незаконно отказывает в вычете НДС. Об этом напомнил ФАС Московского округа (постановление от 06.11.13 № А40-10665/13).

 Чиновники считают перенос вычетов недопустимым (письмо Минфина России от 31.10.12 № 03-07-05/55 и др.). Но их мнение противоречит позиции Президиума ВАС РФ (см. хотя бы постановление от 15.06.10 № 2217/10)

Упрощенцам нельзя игнорировать авансовые отчеты

Авансовый отчет необходимо оформить, даже если компания применяет упрощенку с объектом «доходы» и не учитывает расходы. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 31.10.2013 № 03-11-11/46739.

 Компании на упрощенке с «доходов» на практике иногда не оформляют документы на расходы, поскольку все равно их не списывают. В частности, они не требуют от подотчетных сотрудников чеки, бланки строгой отчетности и авансовые отчеты. Но, как следует из комментируемого письма, так поступать рискованно, и дело тут вовсе не в объекте по упрощенке, а в НДФЛ и кассовых проверках.

 Если сотрудник получил подотчетные от компании и не отчитался, то инспекторы признают деньги доходом сотрудника. А значит, доначислят налог, пени и штраф — 20 процентов от неудержанной суммы НДФЛ (ст. 123 НК РФ). Ведь правила расчета НДФЛ едины для всех компаний и всех систем налогообложения. Оспорить доначисления не получается даже в суде (постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12).

 Если у компании не будет авансовых отчетов, возможны споры и на кассовых проверках. Выдать работнику новые подотчетные можно, только если он отчитался за предыдущий аванс (п. 4.4 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П). При нарушении этого правила возможен штраф до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). На практике такой штраф компаниям удается отменить в суде (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 № 09АП-34612/2012). Но проще не игнорировать оформление документов и тем самым предотвратить споры.

 Вывод Минфина в комментируемом письме относится к упрощенке с объектом «доходы», но он справедлив и для компаний на вмененке. Ведь они тоже не учитывают расходы, а считают налог исходя из физических показателей.

Правительство РФ обязало госкомпании представлять информацию о планируемых к уплате суммах НДС

Кабинет министров поручает представителям государства в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях представлять информацию о планируемых к уплате суммах НДС по прилагаемой форме ежегодно до 1 марта и 1 августа. Данная информация необходима для бюджетного планирования, а также в целях прозрачности деятельности акционерных обществ с государственным участием и государственных корпораций, реализующих инвестиционные проекты.

О вопросах порядка учета организацией-цессионарием, применяющей УСН, сумм, полученных при погашении долга по договору уступки права требования по договору займа, а также порядка документального подтверждения расходов, связанных с командировками по электронным проездным документам

На первый вопрос Минфин ответил в Письме № 03-11-06/2/47088 от 05.11.2013. В ведомстве отметили, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы. При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, включаются в доходы, подлежащие налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, при возвращении суммы займа организация-цессионарий денежные средства, полученные в счет погашения долгового обязательства по договору уступки права требования, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитывает. В целях налогообложения учитываются доходы в виде процентов, полученные по договору займа (кредита).

Что касается порядка документального подтверждения расходов, связанных с командировками по электронным проездным документам, его финансовое ведомство осветило в Письме № 03-03-06/4/47090 от 05.11.2013. Здесь Минфин указал, что если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

При этом контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Таким образом, в случае подтверждения расходов на приобретение железнодорожного и (или) авиабилета вышеуказанными документами для целей налогообложения прибыли организации дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется.

КАДРЫ

Зарплата из заемных средств указала на необоснованность пособия по беременности и родам

ФСС по результатам камеральной проверки вынес решение не зачитывать и не возмещать расходы компании на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Этим же решением установлено выплатить работнице пособие по беременности и родам из расчета минимального размера оплаты труда.

 ФСС посчитал, что компанией создана ситуация, позволяющая неоправданно увеличить размер пособия путем необоснованного завышения заработной платы работницы. Основанием для этих выводов послужили следующие обстоятельства:

 незначительный срок работы в должности директора до наступления страхового случая – 8 дней;

 отсутствие доказательств выполнения должностных обязанностей;

 отсутствие реальной финансовой возможности компании выплатить зарплату и выплата ее за счет заемных средств, вносимых в кассу непосредственно работницей.

 Компания, полагая, что ею соблюдены все необходимые условия для возмещения спорных расходов (наличие трудовых отношений, страхового случая, и необходимых документов), обратилась в суд ( дело № А10-1920/2012).

 Отказывая в удовлетворении заявления, суды трех инстанций исходили из того, что согласно положениям статьи 11 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. В данном случае, суды поддержали ФСС, посчитав указанные обстоятельства достаточными для вывода об искусственном создании компанией условий для получения пособия в завышенном размере.

 Коллегия судей Высшего арбитражного суда отказала компании в передаче дела в президиум ВАС. 

В случае смерти работника ФСС выплатит семье 1 млн рублей - ГД приняла в третьем чтении

В статью 11 закона 125-ФЗ вносятся изменения, которые в виде законопроекта № 348506-6 Госдума приняла в третьем чтении и направила в сенат.

 Со вступлением закона в силу с января 2014 года в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составит 1 миллион рублей.

 Кроме того, второе предложение первого пункта и второй пункт статьи 11 поменяли местами. Соответственно, мысль о применении районных коэффициентов и надбавок переместилась из второго пункта в первый пункт статьи 11.

Пенсионный спекулятор: почему реформа не сулит будущим пенсионерам ничего хорошего

Дума одобрила в первом чтении пенсионную реформу, аналогов которой в мире нет. Уникальность ее заключается в том числе в ее сложности. Но, даже не погружаясь в формулы и расчеты, можно сделать вывод: ничего хорошего будущим пенсионерам от реформы ждать не стоит.

 На прошлой неделе депутаты приняли в первом чтении законопроекты "О накопительной пенсии", "О страховых пенсиях" и поправки к соответствующим законодательным актам. От имени правительства в Думе новую пенсионную формулу представлял заместитель главы Минтруда Андрей Пудов. Он заверил депутатов, что формула обеспечивает международные стандарты пенсионного страхования и гарантирует возмещение 40% утраченного заработка (при трудовом стаже 35 лет и средней зарплате по стране).

 "Если бы эту пенсионную формулу увидели Эйлер, Пифагор или Колмогоров, они бы перевернулись в гробу",— заявила заместитель главы фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева. Еще до обсуждения в парламенте на математические нестыковки и парадоксы в предложениях Минтруда обращали внимание эксперты пенсионной сферы. По их словам, в мире приняты две системы: пенсионные права считают либо в абсолютных величинах исходя из возраста и стажа, либо в относительных — баллах. Формула Минтруда включает сразу обе, и аналогов ей в мире нет.

 Чтобы депутаты не заскучали от математических выкладок, к обсуждению привлекли представителей непарламентских партий. И они оправдали ожидания. Один из них предложил просто увеличить пенсии, другой — ввести для пенсионеров "персональный золотой парашют". А председатель партии "Коммунисты России" Максим Сурайкин готов сразу решить все проблемы в стране, включая пенсионные, сменив строй на социалистический. Тем более что, по его словам, и при социализме итоги голосования всегда известны.

 И "Единая Россия" ожидаемо поддержала пакет документов. Стоит отметить, что обещанного замминистра уровня пенсий (40% утраченной зарплаты) в законопроектах нет. Основная цель стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ — "гарантирование социально приемлемого уровня пенсий". А не минимального уровня социального обеспечения — 40% утраченного заработка,— который определен в 102-й Конвенции Международной организации труда. Россия пока не ратифицировала эту конвенцию, и социально приемлемый уровень будет ежегодно устанавливаться правительством. Методика расчетов еще неизвестна, хотя Андрей Пудов пообещал представить ее ко второму чтению законопроектов в Думе.

Дума о пенсиях

 По существу, законопроекты, которые в первом чтении одобрили депутаты, предполагают, что с 1 января 2015 года будет введен абсолютно новый порядок формирования и назначения пенсионных прав. Россияне, родившиеся после 1967 года, смогут выбрать — сохранить накопительную пенсию (6%), которая рассчитывается в рублях, или полностью уйти в государственную систему (страховую пенсию), а вот у тех, кто старше, такого выбора не будет.

 Суть в том, что страховая, или трудовая, пенсия будет рассчитываться в баллах (или коэффициентах). Однако, чтобы получить на нее право, нужно будет соблюсти ряд требований. Сейчас право на трудовую пенсию получают по достижении установленного пенсионного возраста, имея трудовой стаж минимум пять лет. В результате реформы требования к минимальному стажу ужесточаются: от 6 лет (в 2015 году) до 15 лет (в 2024 году). Кроме того, появляется третье, совершенно новое требование: нужно будет иметь на пенсионном счету 30 баллов. К чему это приведет, написал в своем заключении о законопроекте "О страховых пенсиях" комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

 Согласно оценкам комитета, низкооплачиваемым категориям граждан (2,5 млн) для получения страховой пенсии придется трудиться свыше 42 лет. В ряде случаев выгоднее будет не работать вовсе, чем работать за маленькую зарплату: в некоторых обстоятельствах низкооплачиваемые граждане будут получать пенсию меньше тех, у кого в стаже будут нестраховые периоды, например отпуска по уходу за детьми.

 Комитет опровергает и расхожее мнение, что нынешние пенсионеры от реформы не пострадают. Размер индивидуального пенсионного коэффициента будет зависеть от доходов Пенсионного фонда России (ПФР) и количества баллов, заработанных всеми пенсионерами в определенный год, что делает его формирование непрозрачным и плохо прогнозируемым. Это может привести к профициту либо дефициту бюджета ПФР, а в результате "к уменьшению прав застрахованных лиц".

 Нет в законопроекте и норм о перерасчете размера пенсии работающих пенсионеров. Гражданам России, проживающим за пределами страны, с 2015 года перестанут переводить пенсии по месту жительства. В случае если фактическая инфляция за прошедший год превысит прогнозный уровень, дополнительного увеличения размера страховой пенсии не будет — такая норма в законопроекте отсутствует. Нет в представленном законе и разрекламированного увеличения пенсии за стаж: "Предусмотрен только один вариант увеличения размера страховой пенсии — отказ от назначения (получения) пенсии".

 Профессор МГЮА им. О. Е. Кутафина Эльвира Тучкова перечислила пять статей Конституции РФ, которые нарушены законопроектами Минтруда. По ее словам, в случае с установленным стажем 15 лет речь идет о половине трудового стажа. А вопрос о том, куда денутся страховые взносы, которые выплачивались, например, в течение 14 лет и 11 месяцев, в законопроектах не ставится. "А значит, это чистой воды конфискация",— считает Тучкова, напоминая, что страховые взносы — это отложенная заработная плата, а не налог.

Независимая экспертиза

 До сих пор вопрос с "конфискацией" было принято связывать с пенсионным маневром и накопительной пенсией. И на прошлой неделе Госдума одобрила этот маневр, приняв во втором чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного обеспечения". Сейчас работодатель уплачивает за работников взносы в ПФР в размере 22% зарплаты, из которых 6% идет на формирование накопительной части пенсии. Согласно законопроекту, с 2015 года все взносы "молчунов", то есть граждан, не написавших заявления о переводе накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или управляющие компании, будут направляться в распределительную часть. Сохранить тариф 6% или отказаться от него (просто не написав ничего) можно до конца 2015 года. И до того НПФ еще нужно акционироваться. Пока этого не произойдет, накопления за 2014 год к ним не поступят — будут заморожены. По оценкам Минфина, это сэкономит бюджету 244 млрд руб.

 Незадолго до рассмотрения Госдумой пенсионного пакета законопроектов на круглом столе, организованном Комитетом гражданских инициатив, выступил экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он подсчитал, что заморозка пенсионных накоплений и отсутствие решения о повышении пенсионного возраста в перспективе 15-20 лет обойдутся бюджету в 1-2% ВВП. Кудрин напомнил, что происходящее с пенсиями в последние годы — искусственный процесс, возможный только благодаря высоким ценам на нефть. А с учетом того, что Минэкономразвития недавно резко понизило среднесрочный прогноз роста ВВП на 2013-2030 годы с 4,1% до 2,5%, на щедрость государства рассчитывать больше не стоит.

 На том же круглом столе выступил и бывший замминистра Минздравсоцразвития Юрий Воронин, который участвовал в доработке пенсионной реформы в 2009-2010 годах. По его мнению, законченной формулы в законопроектах нет. "Сейчас, по существу, расчетный пенсионный капитал, который люди зарабатывали и который фиксировался на их счетах, предлагается полностью ликвидировать",— пояснял Воронин. Ведь речь идет не только о пенсионных накоплениях, которые хотят изъять и направить на какие-то другие цели, но и о правах, сформированных в страховой части пенсии.

 Эксперты уверены, что после реформы население всеми правдами и неправдами будет уходить от уплаты взносов в систему соцстраха. Тогда как цель Минтруда, напротив, легализовать рынок труда. А Конституционный суд и социальные ведомства будут завалены жалобами, как это произошло после монетизации льгот.

 Уже есть версии, как могут поступить власти, чтобы в случае недовольства закрыть вопрос с пенсиями. Наиболее правдоподобно выглядит недавно представленная главным экономистом Альфа-банка Натальей Орловой. В интервью Finparty.ru она предположила, что, "скорее всего, через несколько лет, когда перечисления в накопительную часть формально будут разморожены, населению предложат выбирать между двумя опциями: либо остаться под крылом государства, отдав ему частные пенсионные сбережения в обмен на дальнейшую индексацию государственных пенсий, либо формировать свою пенсию полностью самостоятельно". "При такой постановке вопроса ответ, на мой взгляд, очевиден: россияне сами выберут государственные пенсии",— добавила Орлова.

 Какое-то конструктивное предложение пока что представил только Центробанк. В презентации "Пенсионная реформа: предложения Банка России", подготовленной, по данным газеты "Коммерсантъ", ко второму чтению пакета документов о пенсионной реформе, мегарегулятор предлагает разрешить россиянам делать выбор между разными частями пенсии раз в пять лет. Таким образом, взносы за пятилетние периоды будут учитываться в разных частях пенсий. В качестве дополнительной защиты Центробанк предлагает формировать инвестиционные портфели накоплений в зависимости от возраста их владельцев: чем старше будущий пенсионер, тем менее рискованным будет его портфель.

Сенаторы одобрили поправки по тарифам страхвзносов во внебюджетные фонды

Совет




Задайте Ваш вопрос

Мы с удовольствием ответим в ближайшее время
Контактная информация:
 
Интересует стоимость услуг?
Заполните анкету!
У вас есть вопросы?
Задайте их немедленно!


Тел./факс: (342) 2144-640, 2144-639
Россия, 614066, Пермь, ул. Мира, 8б
Написать письмо © 2009-2013 ООО «Аудит-Профит»