Февраль 2010 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Октябрь 2013 Декабрь 2013 Май 2013 Август 2013 Январь 2014 Октябрь 2014 Май 2014 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Март 2016 Январь 2021 Февраль 2021

В этом разделе представлены как новости нашей компании, так и оперативная информация, которая может быть интересна нашим клиентам.



02.12 Самые значимые новости недели 18 - 22 ноября

БУХУЧЕТ, НАЛОГИ

Минфин весной подготовит предложения по отмене неэффективных налоговых льгот

По подсчетам Минфина, бюджет ежегодно недополучает до 1,8 триллиона рублей налоговых льгот.

"Необходимо проинвентаризировать эти льготы и посмотреть, насколько они работают, потому что каждая льгота принималась для стимулирования, для побуждения предпринимателей, физических лиц к каким-то действиям. Если эти льготы не выполняют эту функцию, то вполне можно их и отменить", - сказал Силуанов, пояснив, что речь идет о неэффективных льготах, которые не приносят доходов в казну, но, тем не менее, действуют.

"Такая задача у нас есть, министерство финансов работает, и при подготовке основных направлений налоговой политики на очередной финансовый год и трехлетний период эти предложения мы будем вносить", - сказал Силуанов.

Он напомнил, что самыми крупными льготами в РФ являются льготы по НДС - пониженная ставка в 10% по товарам детского ассортимента, продовольственным товарам и так далее, амортизационная премия по налогу на прибыль, которая стимулирует инвестиции, а также налоговые вычеты по НДС при вводе объектов.

Путин ответил критикам корректировки законов в налоговой сфере

Либерализация налогового законодательства привела к тому, что ряд статей Уголовного кодекса перестал работать

В ряде регионов по этим статьям (198 и 199 УК РФ, касаются уклонения от уплаты налогов. - "РГ") вообще перестали возбуждать уголовные дела. "Это не значит, что мы должны вернуться к прежней практике, - сказал Путин. - Не предлагается вновь предоставить органам внутренних дел право возбуждать дела за налоговые правонарушения. Предлагается дать возможность Следственному комитету принимать материалы МВД и решать вопрос, нужно ли возбуждать дело". "Есть тонкая вещь - по действующим правилам их можно возбуждать только на основе материалов налоговой службы, - продолжил глава государства. - Де факто перенесли на площадку налоговой службы решение о возбуждении уголовного дела. А это не правоохранительный орган".

Некоторые чиновники выступают против этой меры, напомнили президенту. "Я не знаю, честно говоря, я сейчас был в Корее, во Вьетнаме. Я еще посмотрю, кто чего по этому поводу говорит. Мы с коллегами поговорим, разберемся. Но здесь вопрос очень просто решается: вынужден буду им напомнить, что есть определенная практика решения вопросов, перед тем как выходить в СМИ. Известно, что если кто-то с чем-то не согласен, как Кудрин сделал в свое время - он перешел в экспертное сообщество", - посоветовал он критикам. "По поводу должностных лиц у нас давно сложилась определенная практика, согласно которой мы все обсуждаем либо на правительственной площадке, либо на площадке администрации президента. Делаем это совместно и достаточно демократично, - отметил Путин. - Всем нам, конечно, хочется выглядеть, как сейчас говорят, белыми и пушистыми, и либеральными. Но наша задача не в этом. Мы не артисты художественного жанра, художественного слова. Мы должны при принятии решений подобного рода искать сбалансированные решения, которые бы обеспечили интересы всех групп общества - и предпринимательского сообщества, и оставшуюся часть общества".

"Нужно внести соответствующие поправки, продумать вместе со всеми, вместе с предпринимательским сообществом и принять, что называется, соломоново решение, взвешенное, обеспечивающее интересы и общества, и предпринимательского сообщества", - решил президент. "Можно было бы сделать так, чтобы налоговая служба обязательно предоставляла информацию и мнение о событии, а Следственный комитет принимал бы решение возбуждать или нет", - предложил он. Затем суд оценит кто прав.

По столице нарушители налогового законодательства по решениям судов должны были возместить миллиард рублей. "Не ахти какая сумма для Москвы", - оценил Путин. Но возмещено 4 млн. "То есть ноль", - произнес он. "Это значит, эти статьи просто перестали работать", - снова констатировал глава государства. Только трое осуждено, причем двое условно. Еще Путин призвал ликвидировать нестыковку, по которой налоговая инспекция может осуществлять проверки глубиной не более трех лет, а срок давности по налоговым преступлениям - десять.

Глава государства также предложил подать заявку и провести в России Всемирный чемпионат рабочих профессий в 2019 году. Глава Татарстана Рустам Минниханов попросил организовать это мероприятие в его республике. "Татарстан умеет это делать. Пожалуйста, я не против", - кивнул президент. Национальный чемпионат появился благодаря усилиям АСИ.

Глава государства также похвалил АСИ: "Работа может быть еще более результативной, но то, что делается, уже ощущается, и не только нами: видим положительные оценки зарубежных коллег, в том числе агентств, которые присваивают позиции по рейтингам". Президент призвал "не останавливаться на достигнутом, действовать активно, напористо, принципиально". В "дорожных картах" должны быть конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, и Путин рассчитывает, что они будут сделаны уже в 2014 году. Также нужно уделить особое внимание качеству правоприменительной практики: должна быть объективная картина по каждому региону - как совершенствуется деловой климат, особенно в части подключения к энергосистемам и получения разрешений на строительство. "От региона к региону разница колоссальная, - заметил Путин. - А если сравнить с соседями за рубежом, это вообще ни в какие ворота не лезет. Но динамика положительная, нужно дожимать".

Как будет вводиться в регионах налог на имущество с кадастровой стоимости деловых центров

Письмом от 31 октября 2013 г. N БС-4-11/19535 ФНС разослала в налоговые управления по регионам инструкцию о порядке действий в связи с принятием поправок к НК, изменивших порядок определения базы по налогу на имущество организаций в отношении офисных и торговых зданий.

Чиновники напомнили, что кадастровой стоимости налоговая база будет равна для:

  • административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  • нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения таких объектов;
  • недвижимости иностранных организаций, не относящейся к их постоянным представительствам (пока что они облагаются по инвентаризационной стоимости).

В каждом регионе нововведение будет действовать после принятия соответствующего регионального закона, которое, в свою очередь, должно состояться после утверждения кадастровой оценки указанных зданий.

Поэтому уполномоченные органы субъектов РФ должны не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость. Данный перечень направляется в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещается на официальных сайтах этих органов или на сайте субъекта РФ.

Управления ФНС должны отчитаться перед ФНС России о планируемых сроках введения новшества и об ожидаемых дополнительных поступлениях в бюджеты.

Место госрегистрации ТС перестало быть местом нахождения имущества в налоговыхцелях

В письме от 29 октября 2013 г. N 03-05-04-04/45850 Минфин сообщил об изменении определения места нахождения имущества, установленного статьей 83 НК, в связи со вступлением в силу положений федерального закона от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ.

Изменение коснулось определения места нахождения транспортных средств (кроме морских, речных и воздушных судов). В предыдущей редакции нормы оно значилось как "место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества". Теперь это "место нахождения (жительства) собственника имущества".

Ведомство разъясняет, что перерегистрации ранее зарегистрированных ТС не требуется. Организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, осуществляют уплату транспортного налога в бюджет по месту нахождения ТС, указанному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

Кроме того, Минфин сообщил о принятии новых правок все в тот же пункт 83 статьи НК в виде федерального закона 2 ноября 2013 года N 306-ФЗ.

Местом нахождения для транспортных средств со вступлением поправки в силу будет не "место нахождения (жительства) собственника имущества" (как сейчас), а "место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство". Сделано это "в целях устранения возникшей неопределенности".

Новая формулировка вступит в силу 3 декабря (по истечении месяца после официального опубликования).

Письмо разослано ФНС нижестоящим налоговым органам письмом от 7 ноября 2013 г. N БС-4-11/19977.

Единый корректировочный счет-фактура привязывается к нескольким счетам-фактурам, а не поставкам

В письме от 12.09.13 № 03-07-09/37680 Минфин напомнил о возможности составления единого корректировочного счета-фактуры на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.

При этом НК не предусмотрено отражение в единых корректировочных счетах-фактурах совокупных показателей по нескольким поставкам.

Полученные фирмой дивиденды в формуле распределяемых будут браться не за один прошлый период

Изменилась формула расчета налога с распределяемых дивидендов, если выплачивающая их компания сама получала дивиденды от участия в других организациях, с этих дивидендов уплачивался налог, и они ранее не принимались к вычету при аналогичном расчете.

Со вступлением в силу недавно принятого закона № 306-ФЗ статья 275 НК будет изложена в новой редакции. В частности, внесены терминологические правки, изменен порядок нумерации пунктов статьи, имеются поправки и по существу.

Пункт 2 статьи 275, содержащий формулу расчета налога при выплате дивидендов российской организации российским же лицам, стал пунктом 5. Некоторым образом изменилась и сама формула.

На данный момент, напомним, ее вид таков: Н = К x Сн x (д - Д), где:

Н - сумма налога, подлежащего удержанию;

К -  доля лица-получателя дивидендов в общей сумме, подлежащей распределению;

Сн – налоговая ставка;

д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей;

Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 НК) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, если данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.

Обозначения «д» и «Д» заменены соответственно на Д1 и Д2. Уточнено определение показателя Д2 (пока что именуемого «Д»). Если в действующей редакции вычету подлежат полученные налоговым агентом дивиденды в текущем и предыдущем периодах, то в новой редакции "предыдущий период" в единственном числе заменен на предыдущие отчетные (налоговые) периоды (во множественном числе).

Действующая формулировка вызывала разночтения, что проявлялось в трактовках, которую норме давали ФНС. ФНС считала, что предыдущий период может быть взят в расчет только один - предшествующий текущему. Минфин, напротив, указывал, что в показателе "Д" "необходимо учитывать дивиденды, полученные во всех предшествующих периодах, при условии, что ранее данные суммы не учитывались налогоплательщиком при выплате дивидендов своим участникам".

Определения остальных понятий, обозначенных компонентами формулы, по существу не изменились, но слова «налоговый агент» заменены на «российская организация». Однако двумя пунктами выше указано, что «российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом», если иное не предусмотрено НК.

Кроме того, установлена обязанность российской организации, выплачивающей доходы в виде дивидендов, предоставить соответствующему налоговому агенту значения показателей Д1 и Д2.

В новой редакции статьи определены также лица, являющиеся налоговыми агентами при выплате дивидендов иностранным организациям и неустановленным лицам.

Суды указали, что нарушение налоговиками закона не означает нарушения прав налогоплательщика

Направление материалов дела в следственные органы во время действия обеспечительных мер суды признали незаконным, но не отменили. Оказывается, проведение незаконных следственных мероприятий не мешает ведению бизнеса.

По результатам выездной налоговой проверки фирмы инспекцией 30 марта 2012 года вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, и доначислен НДФЛ за 2011 год, а также пени и штраф. На основании указанного решения выставлено требование об уплате доначисленных налога, пеней и штрафов со сроком исполнения до 17 июня 2012 года.

Не согласившись с решением инспекции, компания обжаловала его в суде. В рамках дела, по ходатайству компании, приняты обеспечительные меры, которыми приостановлены до вступления в законную силу судебного акта по делу решения инспекции от 30 марта 2012 года.

В период действия обеспечительных мер (3 сентября 2012 года) инспекция на основании пункта 3 статьи 32 НК направила материалы выездной налоговой проверки в следственный отдел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Компания, полагая, что в период действия обеспечительных мер налоговый орган не имел оснований для направления соответствующих материалов в следственные органы, обратилась в арбитражный суд (дело А46-30437/2012).

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик не оплатил суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств, направить материалы в следственные органы для возбуждения следствия по уголовному делу.

Суды трех инстанций пришли к выводу, что у инспекции не было оснований направлять в данные органы материалы налоговой проверки до отмены обеспечительных мер. Кроме того, размер недоимки, подлежащей уплате фирмой, не был подтвержден вступившими в законную силу судебными актами.

При этом суды разъясняют, что для признания ненормативного акта недействительным необходимым условием является доказательство налогоплательщиком факта нарушения его конкретных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. 

В решении кассации указано: «осуществление следственными органами действий в рамках предварительной проверки, предоставление следственным органам по их представлению материалов (документов) не свидетельствуют о том, что права Общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены, что возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности (например, при заключении и исполнении контрактов, получении лицензий и т.п.)». Следовательно, требования компании удовлетворению не подлежат.

Компания обратилась в ВАС для пересмотра дела в порядке надзора, но коллегия суде ВАС согласилась с судами трех инстанций.

К акту проверки не приложены копии документов - решение признано недействительным

По результатам налоговой проверки компания привлечена к ответственности в виде штрафа, и ей отказано в возмещении НДС. Однако, вручая компании акт проверки, инспекция не предоставила приложения к нему: материалы встречных проверок, заключения экспертов, выписки с банковских счетов контрагентов и прочие. Указанная информация непосредственно повлияла на выводы налогового органа, зафиксированные в акте проверки. В тексте акта описан лишь общий смысл, без указания фактических подробностей.

Компания обратилась в суд (дело № А53-28519/2012) с заявлением о признании недействительным решения инспекции. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованным вывод инспекции о нереальном характере хозяйственных операций компании и ее контрагентов из-за отсутствия у последних необходимых для исполнения обязательств производственных, технических и трудовых ресурсов, подписания соответствующих счетов-фактур и иных документов неустановленными лицами, непредставления доказательств доставки товаров от поставщиков. Суд также исходил из того, что компания заблаговременно предупреждалась о рассмотрении результатов проверки, но письменных возражений на акт не представила.

Апелляция отменила решение суда первой инстанции, указав, что непредставление компании вместе с актом проверки документов не позволило ей в полной мере реализовать свое право на представление объяснений (возражений) по сведениям, содержащимся в этих документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов налогового органа, изложенных в акте проверки и оспариваемых решениях.

В соответствии с пунктом 14 статьи 102 НК нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и необеспечение возможности представить объяснения может являться основанием для отмены решения налогового органа. В данном случае инспекция лишила возможности компанию ознакомиться с существенными доказательствами, на основании которых вынесено решение. Фирма не смогла реализовать свое право по защите своих интересов, дав соответствующие возражения и пояснения.

Кассация согласилась с судом апелляционной инстанции, признав оспариваемое решение инспекции недействительным.

ФИНАНСЫ, ПРАВО

Минтранс: средний тариф на перелет в РФ составляет около 90% средней зарплаты

В США стоимость региональных перелетов составляет примерно 5-10% от среднемесячной заработной платы

Личные сбережения лучше хранить в рублях

Такое мнение высказал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев

Выходной билет дорожает: компаниям утраивают порог входа в банкротство

Вслед за ужесточением условий для входа в процесс банкротства физических лиц власти задумались над соответствующими поправками для компаний. Дискуссия ведется вокруг трехкратного повышения планки долга, по достижении которой может быть возбуждено производство о банкротстве,— со 100 тыс. до 300 тыс. руб. Банкирам мало и миллиона.

О наличии обсуждения повышения планки задолженности юрлиц для инициирования их банкротства свидетельствует ответ Банка России на запрос Ассоциации региональных банков. На днях он был опубликован на ее сайте. В ответ на доводы банкиров о том, что установленная ст. 6 общего закона о банкротстве сумма 100 тыс. руб. "значительно отстала от жизни", "не соответствует экономической ситуации в стране", и о "необходимости увеличения суммы до 1 млн руб.", в ЦБ указали на дискуссию вокруг проекта поправок в закон о банкротстве. В ней речь зашла о повышении планки со 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Идея, судя по письму, возникла в ходе одного из заседаний рабочей группы по развитию законодательства в банковской сфере при общественном совете Минфина. Триггером для ее возникновения, скорее всего, стало обострение дискуссии о пороге банкротства физических лиц летом 2013 года, указывают источники "Ъ", знакомые с ее ходом. Как сообщал "Ъ" 12 июля, в правительство был направлен доработанный депутатами проект соответствующих поправок, в котором пороговую сумму входа в банкротство для физлиц предлагалось увеличить с 50 тыс. до 300 тыс. руб. "Очевидно, что меньший порог для юрлиц как минимум нелогичен",— говорит один из собеседников "Ъ".

По результатам совещания рабочей группы в числе прочих была оформлена и направлена на согласование, в том числе в ЦБ, и поправка по увеличению порога входа в банкротство для юрлиц на уровне 300 тыс. руб. Как указано в ответе ЦБ банкирам, "предложения были в целом поддержаны" мегарегулятором. Повышение же до 1 млн руб., о котором просят банкиры, по мнению ЦБ, хоть и "заслуживает внимания", но "требует дополнительного обоснования". Пока рабочая версия нового порога долга для банкротства юрлиц — 300 тыс. руб.

По сведениям "Ъ", в случае согласования она может быть внесена ко второму чтению поправок в закон о банкротстве (ожидалось их принятие в осеннюю сессию). Впрочем, в последнее время законодательный процесс малопредсказуем — так, недавно совершенно неожиданно не были внесены в Госдуму уже согласованные Минфином и ЦБ поправки по ограничению ростовщических ставок банков по потребкредитам. "А учитывая, что нет окончательной определенности и с планкой по банкротству физлиц, активно обсуждать планку по юрлицам преждевременно,— говорит один из собеседников "Ъ".— Идея появилась, но я бы не сказал, что она в активной фазе".

Теоретически повышение порога призвано сократить возможности недобросовестных должников-юрлиц использовать банкротство как узаконенный способ не платить по долгам, в том числе создавая фиктивные задолженности. Впрочем, даже если планка 300 тыс. руб. и устоит, радикально ситуацию это не изменит, единогласны банкиры. "Изменение порога для инициирования банкротства компаний со 100 тыс. до 300 тыс. руб. не будет иметь принципиального значения для кредиторов",— считает советник первого зампреда Номос-банка Анатолий Предтеченский. "То, что власти задумались о проблеме недобросовестных должников,— момент положительный, но для собственника, которому есть что прятать, это довольно маленькая сумма, как, впрочем, и миллион рублей",— согласен глава департамента управления правовыми рисками Росбанка Александр Чугин. "На рынке известны случаи, когда компании в целях реализации преднамеренного банкротства, образовывали задолженность, исчисляемую сотнями миллионов долларов, например, используя вексельные схемы",— добавляет партнер компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов.

Впрочем, у повышения планки есть и негативный для кредиторов момент. "В случае, например, с небольшими корпоративными заемщиками ждать до тех пор, пока объем задолженности составит 300 тыс. руб., и только потом обращаться в суд может быть рискованно, так как за это время собственности у заемщика может уже не оказаться",— отмечает глава юридического департамента Юникредит-банка Наталия Окунева.

Госдума приняла поправки в Конституцию РФ об объединении ВС и ВАС

Предлагается сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров

КАДРЫ

Платеж на страховую и накопительную части пенсии нужно будет перечислять на единый КБК

Сейчас работодатели перечисляют страховые взносы на накопительную и страховую части пенсии отдельными платежками по отдельным КБК. Но вскоре разделять накопительную и страховую части пенсионных взносов бухгалтеру уже не придется. Уже известно, что перечислять взносы одной платежкой нужно будет на КБК для уплаты страховой части пенсии. Это следует из проекта закона, которые депутаты одобрили во втором чтении.

В 2013 и 2014 году КБК для перечисления взносов на страховую часть пенсии — 392 1 02 02010 06 1000 160. Получается, этот же КБК нужно будет использоваться для уплаты взносов одной платежкой.

До конца 2015 года Правительство предлагает гражданам определиться, как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Предполагается, что лица 1967 г. р. и младше смогут отказаться от накопительной части пенсии. И соответственно бухгалтер может ошибиться, распределяя взносы по накопительной и страховой части конкретного работника. Поэтому Правительство хочет передать эту обязанность Пенсионному фонду: ПФР будет самостоятельно распределять поступившую сумму взносов на накопительную и страховую части пенсии.

"Суточные" при однодневных командировках не облагаются взносами, если расходы подтверждены

В письме от 06.11.13 № 17-4/10/2-6751 Минтруд высказал свое мнение относительно обложения страховыми взносами, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, выплат работникам при однодневных командировках.

Ведомство напомнило, что суточные при таких командировках не выплачиваются. Однако работникам при однодневных командировках могут производиться выплаты, связанные с командировкой, не признаваемые суточными в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» в случае возможности ежедневного возвращения работника к месту постоянного жительства.

Если такие выплаты суточными не являются, то нет оснований освобождать их от взносов.

Если данные выплаты признаются возмещением документально подтвержденных расходов, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции, то такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами как согласно закону 212-ФЗ, так и согласно закону 125-ФЗ.

Напомним, что Высший арбитражный суд придерживается иной позиции.

Тариф страховых взносов в размере 30% будет сохранён до 2016 года

Госдума приняла во втором чтении соответствующий законопроект

"Молчунов" прорвало: граждане задумались о пенсии

По итогам девяти месяцев число выразивших желание распорядиться своими средствами уже достигло рекордных 6,7 млн

Премии, выплаченные уволенным работникам за прошлые периоды, облагаются взносами

Взносами облагаются выплаты, начисляемые организацией в пользу уволившихся работников за результаты работы

Госдума приняла пенсионные законопроекты в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроекты "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", а также проект поправок в отдельные законодательные акты РФ, связанные с возможным принятием двух упомянутых законов.

В рамках законопроекта "О страховых пенсиях" с 1 января 2015г. предлагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размера пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета трансформируется в страховую (которая рассчитывается по новой системе баллов) и накопительную части. Для лиц старше 1966г.р. будет действовать только страховая часть пенсии, для тех, кто моложе, будет предоставлена возможность выбрать: либо они участвуют только в страховой системе, либо выбирают для себя негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию и формируют дополнительно накопительную пенсию.

Предусматриваются следующие виды страховой пенсии: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II или III группы независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица) и страховая пенсия по случаю потери кормильца (на нее имеют право нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении).

При этом право на страховую пенсию дается при соблюдении ряда условий. Первое из них - достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Второе условие - наличие страхового стажа не менее 15 лет. Сейчас минимальный стаж составляет пять лет. Но, как подчеркнул в ходе обсуждения законопроекта заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов, увеличение минимального стажа будет происходить постепенно в течение 10 лет. Так, к 2015г. эта планка будет составлять шесть лет, а начиная с 1 января 2016г. - ежегодно увеличиваться на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

Третье условие возникновения права на страховую пенсию - величина индивидуального пенсионного коэффициента (так называемых баллов, то есть вклада застрахованного лица в систему обязательного пенсионного страхования) не менее 30.

Как пояснил А.Пудов, если у человека заработная плата равна предельно облагаемой зарплате (сегодня это 568 тыс. руб. в год), выше которой взносы в Пенсионный фонд РФ не берутся, за год ему начисляется максимум - 10 баллов. Если зарплата в два раза меньше - 5 баллов и т.д. Для определения размера пенсии сумма баллов, заработанных за все годы страхового стажа, будет умножаться на их стоимость, которую будет ежегодно устанавливать правительство.

Однако депутаты в ходе обсуждения выразили опасения, что людям с низкой зарплатой ради накопления необходимых 30 баллов придется работать по 40 и более лет, что фактически будет означать повышение пенсионного возраста.

В свою очередь глава комитета Госдумы по труду Андрей Исаев объяснил необходимость введения балльной системы тем, что она защитит интересы граждан в условиях финансовой нестабильности. "В ситуации, когда все финансово стабильно, когда рубль годами не меняется, наверное, расчет в рублях удобнее. Но когда мы переживаем серьезные финансовые потрясения, расчет в баллах безопаснее: что бы потом ни происходило с рублем, государство накопило определенный объем обязательств перед человеком, этот объем обязательств выражен в конкретных баллах, и он будет человеку возращен", - сказал депутат.

Кроме того, из законопроекта следует, что сохраняется фиксированная выплата к страховой пенсии (сейчас – 3,6 тыс. руб.), которая подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Документом предусмотрена и минимальная базовая гарантия для неработающих пенсионеров в виде пенсии на уровне не ниже величины прожиточного минимума.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, расходы на выплату страховых пенсий с принятием законопроекта составят: в 2015г. – 5,64 трлн руб., в 2016г. – 6,06 трлн руб., в 2017г. – 6,65 трлн руб., в 2025г. -12,97 трлн руб., в 2030 г. – 17,03 трлн руб.

Объем межбюджетных трансфертов в бюджет пенсионного фонда, согласно проекту, снижается с 2,27% ВВП в 2015г. до 1,17% ВВП в 2030г.

С учетом пересчета по новым правилам страховая пенсия по старости с 1 января 2015г. составит 12,4 тыс. руб., в 2016г. – 13,2 тыс. руб., в 2017г. – 14,3 тыс. руб., в 2025г. – 26,8 тыс. руб., в 2030г. – 35,4 тыс. руб.

При этом величина основного показателя пенсионной системы - соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП) увеличится с 1,87 ПМП в 2015г. до 2,7 ПМП в 2030г., прогнозируют авторы законопроекта.

Что касается законопроекта "О накопительной пенсии", то предусматривается, что она устанавливается при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, а также застрахованным лицам, являющимся получателями страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

При этом А.Пудов отметил, что принципов формирования накопительной пенсии изменения коснулись меньше всего. Формула осталась прежней: размер пенсии, который с 1 августа каждого года подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва, предлагается определять, исходя из средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии. До 2016г. период устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев), а после этой даты будет ежегодно определяться законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателя накопительной пенсии. С 1 января 2015г. накопительные части трудовых пенсий по старости считаются накопительными пенсиями без истребования соответствующего заявления от застрахованных лиц.

Проектом поправок в ряд действующих документов среди прочего закрепляется поэтапное увеличение предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 1,7 средней заработной платы (СЗП) в 2015г. до 2,3 СЗП - в 2021г. с последующей ежегодной индексацией с учетом роста показателя СЗП. (с 568 тыс. в 2013г. до 1 млн руб. в 2021г.).

"Еще одна новелла законодательства - закрепление четкого перечня трансфертов федерального бюджета, которые направляются в доходную часть бюджета Пенсионного фонда, что позволит сделать эту систему более прозрачной", - отметил А.Пудов. Кроме того, предлагается ввести 15-летний порог проживания в РФ для иностранцев, претендующих на назначение социальной пенсии.






Задайте Ваш вопрос

Мы с удовольствием ответим в ближайшее время
Контактная информация:
 
Интересует стоимость услуг?
Заполните анкету!
У вас есть вопросы?
Задайте их немедленно!


Тел./факс: (342) 2144-640, 2144-639
Россия, 614066, Пермь, ул. Мира, 8б
Написать письмо © 2009-2013 ООО «Аудит-Профит»