Февраль 2010 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Октябрь 2013 Декабрь 2013 Май 2013 Август 2013 Январь 2014 Октябрь 2014 Май 2014 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Март 2016 Январь 2021 Февраль 2021

В этом разделе представлены как новости нашей компании, так и оперативная информация, которая может быть интересна нашим клиентам.



02.12 Самые значимые новости недели 21 - 25 октября

БУХУЧЕТ, НАЛОГИ

Обнародован гибрид счета-фактуры и накладной - в "обязательных разъяснениях" на сайте ФНС

В черную рамочку обведен обычный счет-фактура, а левее и ниже приведены реквизиты, необходимые для фиксации факта хоздеятельности. Выяснилось также, что любой хозяйствующий субъект уже с начала 2013 года имел право самостоятельно создавать подобные гибриды при условии наличия в них обязательных реквизитов, предусмотренных для счетов-фактур и для первичных документов.

Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ "Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры", о существовании которого стало известно вчера, вечером было опубликовано на сайте ФНС в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами".

Письмо содержит рекомендации налоговым органам насчет того, как им следует оценивать документы, которые одновременно содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и для счетов-фактур, и для первички.

Ни глава 21 НК, ни постановление № 1137 не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов или сведений. Их указание в счетах-фактурах не является основанием для отказа в вычете НДС.

Законом "О бухгалтерском учете" предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни, установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов.

Таким образом, начиная с 2013 года любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур.

Такое объединение при соблюдении требований закона о бухучете и главы 21 НК не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).

В приложении к письму ФНС привела рекомендуемую форму универсального передаточного документа (УПД) на основе формы счета-фактуры. Форма согласована с Минфином. При этом хозяйствующие субъекты вправе применять и другие формы документов при наличии в них обязательных реквизитов, и неприменение данной формы не может быть поводом для отказа учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения.

Оказалось, что в конечном варианте идея гибрида реализована не путем введения приложения к счету-фактуре, как это предлагалось ранее.

В черную рамочку обведен обычный счет-фактура, а левее и ниже приведены реквизиты, необходимые для фиксации факта хоздеятельности, включая сведения о факте отгрузки, транспортировки и приемки товара.

Вверху левой колонки содержатся слова "Универсальный передаточный документ" и возможность выбора статуса его использования: как счет-фактура и передаточный документ или как только передаточный документ (акт).

Второе приложение к письму содержит перечень операций, в которых может использоваться УПД. Оттуда стало известно, что УПД может применяться для подтверждения не только отгрузки товаров, но также и передачи результатов работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, включая проведение данных операций через агента.

Использование предлагаемой формы документа, имеющего в своем названии слова «Счет-фактура», в статусе только первичного документа организациями и предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС, не влечет за собой для них обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС (при этом, у таких организаций не будет значений в показателях граф 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога, предъявляемая покупателю").

Кроме того, форма УПД со статусом "2" - "передаточный документ (акт)" - может быть использована также при  отгрузке комитентом (принципалом, доверителем) товаров комиссионеру (агенту, поверенному) для продажи от своего имени или от имени комитента (принципала, доверителя). В таком случае это будет первичный документ на передачу ценностей комиссионеру (агенту, поверенному) для продажи без перехода права собственности на них.

В приложениях к письму даны также и другие рекомендации по применению нового документа, в том числе - по отражению его показателей в книге покупок и продаж, в журнале учета выставленных и полученных счетов-фактур, в налоговом учете в целях налога на прибыль.

Торгово-офисные помещения будут облагаться исходя из кадастровой стоимости с 2014 года

В нормы НК о налоге на имущество организаций вносятся изменения, которые прошли уже второе чтение в Госдуме

Проверка в помещении налогоплательщика - требование привезти бумаги в ИФНС незаконно

Как следует из решения судов, это относится не только к подлинникам (по которым имеется прямое указание в статье 89 НК), но и к копиям документов.

Инспекция назначила выездную проверку и выставила налогоплательщику требование о предоставлении документов. Он попросил отсрочку, которую ему ИФНС предоставила. По окончании срока компания направила в адрес налоговиков письмо о том, что выездную проверку можно проводить на ее территории, а также о готовности представить необходимые документы по прибытию должностных лиц на место проведения проверки. Отдельно отметим, что речь шла о копиях документов.

Поскольку в налоговый орган требуемые бумаги доставлены не были, фискалы назначили штраф по статье 126 НК "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" - по 200 рублей за каждый из 3 776 документов, на общую сумму 755 200 рублей. По мнению проверяющих, статья 93 НК предусматривает исчерпывающий перечень способов исполнения требования о представлении документов, а также устанавливает, что документы представляются непосредственно в налоговый орган. "Информирование налогового органа о подготовке копий документов и их нахождении на территории налогоплательщика в качестве способа исполнения требования НК не предусмотрено", - отметила ИФНС.

Однако при этом налоговики не учли положения статьи 89 НК, регламентирующей порядок проведения выездной проверки. За них это сделали суды с первой по четвертую инстанции (дело № А40-78313/12), рассмотрев статью 93 во взаимосвязи со статьей 89 НК. Коллегия судей ВАС отказала в передаче дела на расмотрение президиума, признав правоту суда кассационной инстанции, который указал:

"Статья 126 НК РФ не содержит императивной нормы, в силу которой налогоплательщик обязан представить истребованные документы по месту нахождения налогового органа. ... Системное толкование статей 89 и 93 НК РФ позволяет сделать вывод, что истребованные документы должны быть представлены по месту нахождения должностных лиц, осуществляющих выездную проверку, то есть по месту проведения проверки. В ходе судебного разбирательства было установлено, что выездная проверка проводилась на территории организации. В связи с этим налогоплательщик, представив истребованные документы по месту проведения проверки, где согласно статье 89 НК РФ должны были находиться должностные лица, надлежащим образом выполнил свою обязанность по представлению документов".

К тому же, в данном случае по факту налоговики все же получили все необходимые документы, хоть и позже, чем им хотелось бы. Так что судами штраф был отменен полностью.

Законопроект об упрощенном бухучете для малого бизнеса прошел II чтение

Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учёте»

О реорганизации и ликвидации юрлица не надо будет сообщать в налоговый орган

В письме от 21 октября 2013 г. № СА-3-14/3892@ ФНС напомнила об отмене обязанности организации сообщать о принятии решения о ее реорганизации или ликвидации.

Нововведение вступило в силу 24 августа 2013 года. Как следствие, должна утратить силу форма соответствующего сообщения, ранее использовавшаяся для информирования налоговых органов о принятом решении о ликвидации или реорганизации.

Напомним, форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" утверждена приказом ФНС от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@. Изменения в приказ о признании недействительными этой формы и соответствующего ей электронного формата сообщения на данный момент еще не внесены

Поправки в КоАП об ответственности за грубые ошибки в бухучете подписаны Президентом

В.Путин подписал закон "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об уточнении примечания к статье 15.11 КоАП)", получивший номер 276-ФЗ от 21 октября 2013 года.

Примечание к статье 15.11 коАП, устанавливающей административный штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности, заменено.

Во-первых, критерии, по которым нарушение считается грубым, несколько изменились.

Первый - "искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%" - остался в той же формулировке.

Но второй - "искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%" - заменен на "занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета".

Таким образом, состав второго правонарушения по статье 15.11 КоАП будет возникать только в том случае, если оно связано с искажением данных бухучета. К тому же, завышение налогов на 10 и более процентов теперь не будет считаться грубым нарушением (если, конечно, не повлекло искажения строк бухотчетности на 10% и более).

Во-вторых, согласно введенному примечанию № 2, должностное лицо освобождается от ответственности, если:

  • оно скорректировало налоговые обязательства путем подачи уточненной декларации, доплатило недоимку и пеню (с учетом требований пунктов 3, 4 и 6 статьи 81 НК).
  • до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке ошибка в ней исправлена и представлена пересмотренная отчетность.

Требуемый ИФНС электронный документ составлен не по формату: заверяется бумажная копия

В недавно опубликованном письме от 29 мая 2013 г. N ЕД-4-3/9773@ ФНС разъяснила, как следует поступать, если налоговый орган требует представить документ, составленный в электронном виде.

Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по форматам, установленным ФНС, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии.

Осмотр помещений при камералке пока что не может привести к отказу в возмещении НДС

Компания подала декларацию по НДС, в которой налог на сумму около 16 млн рублей был заявлен к возмещению, при этом исходящий НДС составил 15 млн, а сумма налоговых вычетов - 31 млн. За два дня до окончания срока проведения камеральной проверки данной декларации налоговый орган получил уточненную декларацию за тот же период, в которой к возмещению было исчислено 0 рублей. Налоговики прекратили проверку первичной декларации, соответственно, возмещение не состоялось.

Организация подала в суд (дело № А56-35327/2012). В трех инстанциях были приняты решения в ее пользу. Суд назначил экспертизу, в ходе которой установлено, что подпись на уточненной декларации принадлежала иному лицу, а не руководителю компании. К тому же, оттиск печати на уточненке также не совпадает с печатью организации.

Суды указали, что при проверке уточненной декларации налоговый орган вправе использовать документы, полученные при проверке первичной. Из этого утверждения можно сделать вывод, что в данном случае налоговики могли бы прийти и к выводу о недостоверности сведений, указанных в уточненке.

Компанией были предъявлены все необходимые документы, которыми подтверждалась как реализация, так и право на заявленные вычеты, в том числе договоры, товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, грузовые таможенные декларации, книги покупок и продаж, карточки по счетам бухгалтерского учета, налоговые декларации по НДС и иные документы.

Однако налоговики, обосновывая свой отказ произвести возмещение, ссылались не только на полученную уточненку, но еще и на бестоварный характер сделки, указывая на отсуствие поручений экспедитору, экспедиторских расписок, складских расписок, доверенностей экспедитору, письменных заявок на перевозку грузов. Суды указали, что это при условии наличия договоров транспортной экспедиции, актов выполненных работ, доказательств оплаты экспедиционных услуг и подтверждения контрагентами фактов их оказания, не свидетельствует о бестоварном характере сделок.

Кроме того, налоговый орган указывал на невозможность идентификации остатков товаров на складе компании. На это суды ответили ссылкой на недавно принятое постановление пленума ВАС № 57 от 30.07.2013: "в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки".

Напомним, что изменения, внесенные в НК этим летом, официально разрешают налоговикам производить осмотр при камералке декларации по НДС с заявленным возмещением. Однако данное нововведение вступит в силу только с 1 января 2015 года.

Суды по данному делу учли также, что все контрагенты компании (как покупатели, так и поставщики) подтвердили взаимоотношения с нею. Налоговики получили доказательства достоверности операций еще и в ходе встречных проверок, а также в результате ответов банков на запросы о фактах оплаты как в адрес компании, так и ее поставщикам от нее.

В итоге в судах трех инстанций признано право налогоплательщика на спорное возмещение. С налоговиков также взысканы судебные расходы фирмы на оплату услуг представителя в сумме 100 тысяч рублей.

ФНС отменила свое прежнее письмо о доверенности, которую надо иметь представителю ИП

Письмом от 16 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18527@ ФНС сообщила об отмене своего письма от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@, в котором говорилось, что уполномоченный представитель налогоплательщика-ИП осуществляет свои полномочия по представлению отчетности и иных сведений в налоговый орган на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 185 Гражданского кодекса.

Изменение этой позиции вызвано появлением постановления пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ".

Высшие судьи указали, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физлица (включая ИП) должен осуществлять свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или приравненной к ней.

Таким образом, делает вывод ФНС, представитель налогоплательщика - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя налогоплательщика.

КАДРЫ

Нахождение в пути в командировку в выходной день оплачивается в двойном размере

Данный порядок подтверждается и судебной практикой, указал Минтруд

Вернуть работнику излишне удержанный НДФЛ можно из средств, удерживаемых у других

Уведомлять налоговый орган об этом не надо

Нет командировочного удостоверения - на выплаты работнику могут начислить страховые взносы

В письме от 07.10.13 № 17-4/1647 Минтруд рассмотрел такую ситуацию: организация, направляя работников в командировки, не оформляет командировочных удостоверений. При этом на каждую командировку оформляются приказ директора, служебное задание, отчет о командировке. Командировочные расходы подтверждаются всеми необходимыми первичными документами - бланками строгой отчетности из гостиниц, авиа- и железнодорожными билетами и прочим.

Минтруд напомнил положения закона 212-ФЗ: при оплате организациями расходов на командировки не подлежат обложению страховыми взносами фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы на наем жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

При этом Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, устанавливает, что командировочное удостоверение подтверждает срок пребывания работника в командировке.

За границу, кроме стран СНГ, можно направлять работника и без командировочного удостоверения (подтверждением сроков поездки служат отметки о пересечении границы).

Этим же подзаконным актом предусмотрено, что работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю авансовый отчет, к которому прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд и об иных расходах, связанных с командировкой.

Оформление авансового отчета с нарушением требований, а также отсутствие необходимых приложений к нему или ненадлежащее их оформление влекут несоответствие авансового отчета требованиям законодательства РФ.

В таком случае выплаты, произведенные работнику, не могут рассматриваться как возмещающие расходы в связи с командировкой и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.






Задайте Ваш вопрос

Мы с удовольствием ответим в ближайшее время
Контактная информация:
 
Интересует стоимость услуг?
Заполните анкету!
У вас есть вопросы?
Задайте их немедленно!


Тел./факс: (342) 2144-640, 2144-639
Россия, 614066, Пермь, ул. Мира, 8б
Написать письмо © 2009-2013 ООО «Аудит-Профит»