Февраль 2010 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Октябрь 2013 Декабрь 2013 Май 2013 Август 2013 Январь 2014 Октябрь 2014 Май 2014 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Март 2016 Январь 2021 Февраль 2021

В этом разделе представлены как новости нашей компании, так и оперативная информация, которая может быть интересна нашим клиентам.



12.08 Самые значимые новости недели 1-5 июля 2013 года

БУХУЧЕТ, НАЛОГИ

Закон о взносах с ИП, исчисленных исходя из 1 МРОТ, плюс 1% от выручки свыше 300 тысяч принят Госдумой в окончательном третьем чтении. В тексте появилось множество новшеств: потолок взносов (исходя из 8 МРОТ), направление их по компонентам пенсионной системы, порядок определения сумм доходов, дата вступления закона в силу. Новый порядок расчета взносов распространен на всех ИП (включая имеющих наемных работников), а также на адвокатов и нотариусов. О доходах ИП, адвокатов и нотариусов сообщать в ПФ будут налоговики.

Сегодня ГД приняла в третьем чтении законопроект № 258106-6.

Взносы для ИП "за себя" и остальных самозанятых дифференцированы в зависимости от годового оборота. Для лиц с годовым доходом до 300 тысяч рублей страховой взнос в ПФ и ФОМС будет исчисляться исходя из 1 МРОТ (при этом совокупный размер взноса исходя из действующего МРОТ составит 19425 рублей в год).

Для предпринимателей, чей годовой доход превышает 300 тысяч рублей - исходя из 1 МРОТ плюс 1% от суммы превышения величины фактически полученного годового дохода над суммой 300 тысяч рублей. Иными словами, каждые "лишние" 100 тысяч рублей годового оборота будут увеличивать годовую сумму взносов на 1 тысячу рублей.

Установлен потолок для взносов "за себя" с одного лица: сумма, исчисленная исходя из 8 МРОТ. То есть, с учетом действующей величины МРОТ, максимально возможная сумма взносов составит 155 400 рублей в год. Если считать из 1 МРОТ + 1% от выручки, то эта сумма взносов соответствует годовому доходу ИП 13,6 млн рублей. Следовательно, ИП с доходом выше этой суммы могут смело и дальше наращивать оборот, не страшась дополнительной фискальной нагрузки в виде 1% выручки.

Все, что сверх фиксированного размера взносов, направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии и финансирование накопительной части трудовой пенсии в размерах, определяемых пропорционально тарифам соответствующих страховых взносов.

При этом существует неясность, что считать теперь фиксированным размером. По логике и по наиболее очевидному способу прочтения новых норм, фиксированным называется то, что исчислено из 1 МРОТ. Однако в пункт 1 статьи 14 212-ФЗ изменений не внесено. Там так и осталось, что самозанятые уплачивают взносы в фиксированном размере. Следовательно, фиксированным можно считать и взносы, включающие 1% от доходов. Тогда для чего вводится норма о распределении того, что сверх фиксированного размера (если этого "сверх" не существует) - не понятно.

Действие закона распространяется на всех ИП (в том числе имеющих наемных работников) и прочих частнопрактикующих лиц в части их взносов "за себя". Ранее в тексте законопроекта было уточнение, что по-новому рассчитываются взносы только "для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам". Теперь оно убрано. Следовательно, новый закон в итоге касается всех самозанятых.

Уточнен также размер взносов для глав КФХ.

Установлено, как определяется доход, от которого начисляется 1% для расчета взносов. Для применяющих НДФЛ, УСН и ЕСХН - учитываются их налогооблагаемые доходы. Для вменещиков базой для 1% будет вмененый доход, для "патентщиков" - потенциально возможный к получению доход. Для использующих несколько режимов налогообложения доходы по разным режимам суммируются.

Сведения о доходах в ПФ будут поступать из налоговой. Предпринимателям и частнопрактикующим не надо будет самостоятельно отчитываться перед ПФ о полученных доходах. Налоговики будут делать это в срок до 15 июня года, следующего за расчетным. Затем остаток года - за текущий год ежемесячно. Опять же, не понятно, для чего ПФ могут понадобиться оперативные сведения за второе полугодие, 7, 8 и т.д. месяцев, если расчетным периодом является год.

При этом сами предприниматели должны будут самостоятельно исчислять и уплачивать 1% от доходов за прошедший год в срок до 15 апреля.

Налоговые органы будут также "сливать" в ПФ данные о выявленных при проверках нарушениях. Все сведения, полученные от налоговиков, ПФ будет использовать для доначислений и штрафов.

Закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Норма о многократном вычете при покупке жилья принята ГД во втором чтении

Вычет будет предоставляться до полного исчерпания суммы в 2 млн рублей. В спешке депутаты приняли дублирующиеся нормы

Возможно, порядок ведения кассовых операций отменят для ИП на спецрежимах

Минфин сообщил в письме, что правительством РФ прорабатывается этот вопрос

Компенсация за использование в работе автомобиля по доверенности опять облагается НДФЛ

В письме от 27.06.13 № 03-04-05/24421 Минфин указал, что от НДФЛ освобождается компенсация работнику за использование личного автомобиля в служебных целях. Ведомство озвучило условие для этого:

"При этом размер возмещения расходов должен подтверждаться документами, свидетельствующими о принадлежности налогоплательщику на праве личной собственности используемого в служебных целях имущества (паспорта транспортного средства и свидетельства о его регистрации), расчетами компенсаций и документами, подтверждающими фактическое использование имущества в интересах работодателя (путевые листы), а также документами, подтверждающими суммы произведенных в этой связи расходов".

Отметим, что Минфин вернулся к своей прежней позиции о том, что автомобиль, компенсация по которому не облагается НДФЛ, должен принадлежать работнику на праве собственности.

В апрельском письме № 03-04-06/11996 этот тезис был выражен не так явно, что дало надежду на изменение традиционного мнения Минфина. В частности, тогда ведомство выразилось буквально так: "При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов".

Иными словами, в апреле речь о принадлежности автомобиля работнику на праве собственности не шла. Говорилось просто о принадлежности, а под этим можно подразумевать как право собственности, так и права владения, распоряжения и т.п. Согласно пункту 2 статьи 216 ГК "вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества".

В еще более ранних письмах (как и июньском) чиновники акцентировали внимание на необходимости наличия права собственности на имущество, компенсация работнику за которое не облагается НФДЛ.

Все это наводит на мысль, что озвученное в апреле, все-таки, не было ни сменой позиции ведомства, ни вообще выражением какой-либо позиции. Не исключено, что это была опечатка или недоделка.

Законопроект 196666-6 в результате подписания президентом превратился в федзакон 134-ФЗ

Президент Путин подписал, как сообщает официальный сайт Кремля, федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

Напомним об основных новшествах, которые несет данный нормативный акт.

Во-первых, администрирование НДС, убыточных деклараций и уточненок к уменьшению становится жестче. Увеличивается объем документации, которую смогут требовать налоговики при подаче убыточной декларации и уточненной с уменьшением суммы налога относительно первоначальной. Дополнительные бумаги будут также необходимы, если у налоговых органов появятся противоречивые сведения по НДС. Камералить декларации по НДС будут с использованием некоторых возможностей выездных проверок. Отчитываться по НДС придется в электронном виде.

Во-вторых, недоимку могут взыскать с "родственной" фирмы, если средства поступили через третьих лиц. Иными словами, расширены возможности для взыскания недоимки, числящейся за юрлицами более трех месяцев. Кроме того, усиливается роль информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, в том числе в налоговых правоотношениях. Налоговики будут слать письма юрлицам только на адреса, указанные в ЕГРЮЛ. Заблокировать счет организации смогут по еще одному основанию, помимо опоздания с декларацией - за несдачу квитанции о приеме электронных документов ИФНС.

В-третьих, расширен круг лиц, отвечающих по обязательствам банкрота при порче бухгалтерских документов.

В-четвертых, налоговики получат информацию о всех банковских вкладах и счетах граждан. И не только. Закон расширяет возможности налоговых органов в сфере получения информации о банковских счетах, вкладах (депозитах) любых лиц. Под тотальные контроль попадают и физлица, не являющиеся ИП. К тому же, выписку по любому счету налогоплательщика (организации, ИП, физлица) ИФНС сможет запросить, если проверяет контрагента этого налогоплательщика, а не только при проверке в отношении него самого.

В-пятых, "крупный размер" преступлений в финансовой сфере становится "особо крупным". Ужесточаются наказания в сфере финансовых преступлений, вводятся новые виды преступлений и меры наказания за них. Устанавливается ответственность юрлиц за недостоверные данные о них в ЕГРЮЛ. Банки получают право расторгать договор банковского счета.

Но при этом налоговики все-таки не получат права считать налоги, игнорируя сделки с "подозрительными" контрагентами. Эта мысль была заложена в начальной редакции законопроекта, но исчезла из него к третьему чтению в ГД.

Подписанный закон уже прошел официальное опубликование на портале правовой информации российского правительства.

Со дня официального опубликования вступили в силу следующие нормы нового закона:

  • об отправке налоговиками корреспонденции юрлицам только на адреса, указанные в ЕГРЮЛ;
  • о расширении возможностей для взыскания недоимки, числящейся за юрлицами более трех месяцев;
  • о наделении налогового органа правом при истребовании у третьего лица информации о конкретной сделке истребовать также и документы, относящиеся к ней.

Положения об истребовании налоговиками информации о счетах и вкладах физлиц вступят в силу через год - с 1 июля 2014 года.

Закон о продлении сроков действия ключей ЭЦП все-таки подписан президентом

Нормы о том, что "старые" ЭЦП годны до конца года, вступили в силу с 1 июля

ИП-жена оплатила услуги представителя ИП-мужу: ВАС взыскал их с проигравшего ПФ

Имущество супругов в отсутствие брачного договора не всегда находится в режиме совместной собственности

Конец налогового равенства?

Правительство готово пожертвовать самой успешной реформой 2000-х — отказаться от плоской 13-процентной шкалы подоходного налога. Чего в этом больше — популизма, желания заткнуть дыру в бюджете или иллюзий, что Россия стала развитой страной, станет ясно, как только дискуссия перейдет в практическую плоскость.

Плоская шкала налогообложения введена не на века, заявил Владимир Путин. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на ПМЭФ конкретизировал, что отменить 13-процентную налоговую шкалу было бы целесообразно с 2018 года, "когда закончится этот политический цикл". Срок, по его словам, обусловлен "обещанием, что в пределах этого политического цикла налоговая система должна быть стабильна". К тому же к 2018 году "общество будет в совершенно другом состоянии, и ту роль, которую плоская шкала играла... наверное, эта функция будет уже исчерпана".

Впрочем, события могут развиваться и быстрее, если внешняя конъюнктура обострит экономическую ситуацию. Налоговые поступления падают уже сегодня — при высоких ценах на нефть и все еще сохраняющемся росте ВВП. Может статься, что казна будет нуждаться в дополнительных доходах и раньше 2018 года.

Наследие прошлого

Плоская шкала НДФЛ — довольно редкий зверь в мировом налоговом зоопарке. Из более или менее развитых государств (состоящих в ОЭСР или ведущих переговоры о вступлении туда) она действует только в Венгрии и в странах Прибалтики. Словакия также имела плоскую шкалу, однако ввела прогрессивный налог с 2013 года. Остальные — небогатые страны Восточной Европы и бывшие советские республики, а также некоторые небольшие представители третьего мира и офшоры.

Почему налоговая уравниловка прижилась в бывшем советском блоке, понятно, причина — неработоспособная система налогового администрирования и масштабная теневая экономика. Унификация ставки должна была повысить общий сбор налогов с физлиц. Более того, уравниловка выводила из тени финансовые потоки, которые формировались "конвертами" и прочими методами ухода от налогов: заплати 13% — и живи спокойно.

С Россией так и произошло — налоговая дисциплина укрепилась. В 2001 году была введена плоская шкала НДФЛ: 13% вместо прогрессивной 12-30%. В первый же год реальные доходы (за вычетом инфляции) бюджета от НДФЛ выросли на 26%, на следующий год — еще на 25%, на третий — на 15%. МВФ ссылается на Россию как на самый удачный пример перехода к плоской шкале.

Однако был ли обеспечен этот успех введением плоской шкалы, или его причины кроются в других аспектах реформы? В исследовании МВФ "The "Flat Tax(es)": Principles and Evidence" отмечается, что, например, в странах Прибалтики, принявших плоскую шкалу еще в середине 1990-х, успех имел место, но все же не столь яркий, как в России. Все дело в особенностях реформы. В Прибалтике плоская шкала оказалась близка к верхним значениям прогрессивной шкалы (в Эстонии 26% вместо 16-33%, в Латвии 25% вместо 10% и 25%, в Литве 33% вместо 18-33%). То есть граждане с высокими доходами от реформы мало что приобретали, а люди со средними и низкими доходами теряли.

В России, где новая плоская шкала оказалась близка к нижней точке прогрессивной, наоборот, от реформы выиграли практически все слои населения, особенно высокодоходные группы, которым стало интереснее заплатить относительно небольшой налог, чем иметь дело с конвертами. Все как по учебникам. И в соответствии с "кривой Лаффера", которая показывает, что при сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается и налоговые поступления тоже. Высокие же налоги сокращают базу и доходы бюджета.

Однако не стоит забывать, что начало 2000-х для России — это период быстрого восстановления после кризиса. Хороший внешний и внутренний фон тоже сыграл свою роль. Успех во многом определился тем, что реформа была проведена в условиях экономического подъема, когда росли цены на нефть и экспортные доходы в экономике. И, соответственно, резким ростом реальных доходов населения.

Российские достижения другим странам в полной мере повторить не удалось. Так, Словакия, Грузия, Украина и Румыния, которые ввели плоскую шкалу в 2004-м и 2005-м, фиксировали падение сборов от НДФЛ после реформы (хотя в некоторых случаях выросли другие налоговые сборы, так что и провала тоже нет).

Хороша или плоха плоская ставка для экономики — однозначного ответа нет, экономисты продолжают спорить. Отсюда и простор для правительственной дискуссии. Плоская ставка не позволяет перераспределять доходы на уровне государства с целью сгладить неравенство, но стимулирует их рост, а также занятость, подталкивает к выходу из тени. Ее альтернатива — прогрессивная, круто забирающая вверх — снижает мотивацию к труду у высокодоходных групп населения. Одни страны отказываются от плоской шкалы (Словакия, Чехия, Исландия), другие задумываются о ее введении (Польша, Хорватия, Австралия и Греция). Но все же российский опыт — подтверждение позитивного эффекта плоской шкалы.

Эффектный жест

Если реформа признана удачной, зачем от нее отказываться? Руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что это шаг не столько экономический, сколько политический: "На мой взгляд, возвращение к прогрессивной шкале важно в первую очередь как жест, показывающий поворот к социальной справедливости. Плоская шкала была задумана как средство против уклонения от налогов (считалось, что налоги не платятся из-за непосильных ставок), но постепенно превратилась в символ демонстративного отказа от борьбы с неравенством. По мере роста неравенства сохранять такой символ все труднее, поэтому с политической точки зрения имеет смысл восстановить прогрессивную шкалу".

Неравенство в России действительно очень заметное и продолжает усиливаться. Коэффициент Джини, отражающий неравенство в доходах, вырос с 0,26 в 1991 году до 0,39 в 2001-м и до 0,42 в 2012-м. Получилось меньше, чем в Латинской Америке, но много больше, чем в Европе. Так что логика в таком политическом жесте имеется. Тем более что, как отмечается в исследовании ОЭСР "Taxing Wages-2013", за период с 2000 по 2012 год в группе развитых стран 17 увеличили степень прогрессивности налогов на доходы физлиц, а снизили только 12 стран. В целом виден тренд, когда разрыв между максимальными и минимальными ставками в системах с прогрессивным налогообложением увеличивается.

Странам с эффективным налоговым администрированием МВФ советует иметь прогрессивную шкалу, уменьшающую перекос в доходах. К примеру, фонд еще в прошлом году рекомендовал Венгрии упразднить плоскую шкалу — слишком уж развитая страна. В этом контексте отказ России от плоской шкалы выглядел бы проявлением социальной справедливости и служил бы доказательством эффективности налогового администрирования. Да и дополнительные доходы для казны не лишние.

На сколько и когда?

Конкретные параметры предстоящей реформы пока не ясны. Почти синхронно с Игорем Шуваловым министр финансов Антон Силуанов заявил, что российское правительство здесь не торопится. Он напомнил, что в "Основных направлениях налоговой политики до 2016 года" изменение шкалы НДФЛ не предусмотрено. "Никто не исключает, что это когда-либо произойдет, но будет ли это 2018 год, 2020-й, 2025-й...",— добавил министр. Против изменения плоской шкалы ранее неоднократно высказывался и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Глава ФНС Михаил Мишустин также считает, что плоскую шкалу надо сохранить: "Плоская шкала НДФЛ — это то, что нам обеспечивает в том числе конкурентное преимущество нашей налоговой системы перед налоговыми системами других стран. Надо ли платить больше богатым? Да, надо. Через налог на недвижимость этого можно добиваться".

Несмотря на многочисленную оппозицию, обсуждение деталей будущей реформы в экспертной среде уже идет. "Я думаю, что нереально (да и неправильно) сразу перейти от плоской шкалы в 13% к высоким максимальным ставкам,— считает Евсей Гурвич.— Полагаю, что речь может идти, например, о повышении до 20-25% ставки на доход, превышающий две средние зарплаты, или о чем-то подобном". Две средние зарплаты — это чуть больше 600 тыс. руб. в год, что очень близко к порогу отсечения социального налога (568 тыс. руб. в 2013 году), так что порог высокого дохода в среднем по стране понятен. На него, вероятно, и будут ориентироваться. В этом случае дополнительные доходы бюджета, по расчетам Гурвича, не превысят 0,5% ВВП, или около 300 млрд руб. Для сравнения: дефицит консолидированного бюджета регионов — 50 млрд руб., к 2015-му, по оценке Минэкономики, он может вырасти до 300 млрд руб.

Евсей Гурвич не считает очень серьезной опасность ухода в тень доходов при умеренном повышении ставки. В свою очередь, директор департамента налогового и финансового консультирования International Tax Associates Рустам Вахитов отмечает, что введение прогрессивной ставки соответствует стандартам развитых стран, однако, по его мнению, сбрасывать со счетов риск роста уклонения от налога нельзя: "В случае повышения для условного среднего класса верхней планки налога до 25-30% увод доходов и налогов в тень, возможно, будет существенным. При еще более высоких ставках в тень могут уйти до половины налогоплательщиков".

13-процентный НДФЛ играл в России и еще одну роль — был чем-то вроде постоянно действующей налоговой амнистии. В этом смысле слова Игоря Шувалова можно трактовать и как предупреждение в духе игры в прятки: "кто не спрятался — я не виноват".

ВАС взыскал с Минфина плату за неверную трактовку норм НК по обложению дивидендов

Компании из Новосибирска, добившейся с помощью ВАС признания незаконным положений письма Минфина о налогообложении дивидендов, ведомство выплатит 155 тысяч рублей судебных расходов.

Определением от 19 июня 2013 г. N ВАС-13840/12 Высший арбитражный суд постановил взыскать с Минфина России в пользу налогоплательщика 155 354 рублей 16 копеек судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Это связано с вынесением 29 ноября 2012 года в пользу компании решения ВАС с тем же номером. Предметом спора было письмо Минфина от 04.04.2012 N 03-03-10/34 по вопросам применения нулевой ставки налога на прибыль к доходам организаций в виде дивидендов, выплаченным в 2011 году из прибыли, полученной за периоды до 2010 года, а также начисленных за отчетные периоды 2010 года.

Напомним, с 1 января 2011 года применяются новые нормы НК, отменяющие одно из ранее установленных условий для применения нулевой ставки - требование к сумме вклада в организацию, выплачивающей дивиденды. Эта сумма в соответствии с прежней редакцией НК должна была превышать 500 миллионов рублей. При этом остаются два других условия: на день принятия решения о выплате вклад составляет не менее чем 50% в уставном капитале и своим вкладом организация непрерывно владеет на праве собственности 365 календарных дней.

Новые положения применяются с 1 января 2011 года и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды. Если же дивиденды выплачены после 1 января 2011 года, но начислены до этой даты, то, по мнению фискалов, к ним надо было применять ставку налога на прибыль 20%. Минфин считал, что в этой ситуации не применима ни нулевая ставка, ни ставка в 9%, установленная для любых других дивидендов. Это касалось конкретно организаций со стоимостью вклада в других фирмах не менее 500 млн рублей.

Эти разъяснения и были признаны в ноябре прошлого года незаконными. Теперь же фискальное ведомство еще и заплатит за это.

В состав судебных расходов, подлежащих возмещению, заявитель отнес расходы на проезд двух представителей компании до места проведения судебных заседаний и обратно, включая расходы по проезду в аэроэкспрессе и такси - 72 440 рублей, расходы на проживание представителей - 76 914 рублей 16 копеек и суточные - 6 000 рублей.

Минфин пытался снизить объем предстоящих выплат, утверждая, что размер возмещения расходов участников уголовного и гражданского процесса по найму жилого помещения не может превышать 550 рублей в сутки, а суточные не могут быть более 100 рублей. Проезд к месту совершения процессуальных действий и обратно должен оплачиваться не выше стоимости проезда автотранспортом общего пользования (кроме такси). К тому же, ведомство пыталось признать нецелесообразной оплату услуг представителя компании в судебном процессе.

Однако ВАС учел конкретные обстотельства дела и счел объем заявленных расходов вполне оправданным, что и привело к удовлетворению требований компании в полном объеме.

Досудебное урегулирование налоговых споров теперь станет обязательным

Президент РФ подписал федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ".

На стадии законопроекта данный документ был известен тем, что вводит обязательную процедуру урегулирования всех налоговых споров. До его вступления в силу отмечаться в вышестоящем налоговом органе ранее подачи в суд должны только результаты проверок.

При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемого действия должностным лицом. Исключение одно: "наличие достаточных оснований полагать, что указанный акт или действие не соответствует законодательству РФ".

Описано среди прочего содержимое апелляционной жалобы, порядок обжалования и порядок вступления в силу актов налоговых органов.

Законом также предусматривается продление до одного месяца срока подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение налогового органа (соответственно, вступление в силу актов ИФНС происходит через месяца со дня их вручения налогоплательщику). Срок для вручения решения - 5 дней с момента вынесения.

Вступление закона в силу предполагается через месяц после официального опубликования. На данный момент оно еще не состоялось.

ФНС напоминает, что с 4 июля регистрировать бизнес нужно с учетом новых правил

ФНС напоминает на сайте, что 4 июля 2013 года вступает в силу приказ ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

Новые формы заявлений о регистрации значительно отличаются от прежних, отмечается в сообщении ведомства.

"Во-первых, они машиноориентированные и их использование обеспечит возможность ввода содержащейся в заявлении о регистрации информации в информационные ресурсы налогового органа с применением технических средств, что исключает ошибки "ручного" ввода сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Во-вторых, новые формы не содержат "технических" разделов ("организационно-правовая форма", "количество учредителей", "количество видов экономической деятельности" и тому подобные), а также не требуют проставления нелюбимых заявителями "галочек" и "чёрточек", - пишет пресс-служба ФНС.

В утверждённых вышеназванным приказом ФНС России требованиях к оформлению новых форм подробно описано, как заполнить ту или иную форму, приводятся образцы заполнения отдельных полей.

Одновременно вводятся новые формы документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (приказ ФНС России от 13 ноября 2012 года № ММВ-7-6/843@ (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2013 года, регистрационный номер 26583).

С 4 июля 2013 года привычное свидетельство о государственной регистрации выдаётся налоговым органом только при создании юрлица (в том числе путем реорганизации), при приобретении физлицом статуса ИП и при создании КФХ. К свидетельству прилагается лист записи, содержащий сведения, включенные соответственно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП при создании юридического лица, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и создании крестьянского (фермерского) хозяйства.

В остальных случаях (при прекращении деятельности юридического лица, изменении сведений о нём, изменении учредительных документов юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, изменении сведений о них) заявителю выдаётся (направляется) только лист записи, содержащий сведения, которые внесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП той или иной записью.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439, которым были утверждены прежние формы документов, представляемых в регистрирующий орган, утрачивает силу.

ГД приняла закон, направленный на совершенствование налогового администрирования

Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект № 64159-6, направленный на совершенствование налогового администрирования. Изменения предлагается внести в ряд статей Налогового кодекса (НК) РФ.

Закон предусматривает, в частности, расширение использования в налоговой сфере института банковской гарантии, уточнение полномочий Федеральной налоговой службы (ФНС) по изданию форм и форматов документов, необходимых налоговым органам при реализации их полномочий в налоговых правоотношениях. Действующее законодательство дополняется новой статьей, в соответствии с которой в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов эта обязанность может быть обеспечена банковской гарантией. При этом банк, выступающий гарантом, должен исполнить в полном объеме обязанности налогоплательщика на основании предоставленного налоговым органом в письменной форме требования.

Кроме того, согласно новой статье, банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в соответствующий перечень Министерства финансов РФ на основании сведений, полученных от Банка России. Для включения в перечень банк должен иметь лицензию на осуществление банковских операций, осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 лет и иметь в распоряжении собственные средства не менее 1 млрд руб. Банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой, а срок ее действия должен истекать не ранее чем через 6 месяцев со дня истечения срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченного банковской гарантией. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязанностей налогоплательщика в полном объеме. Требование по уплате долгов налогоплательщика направляется в банк - гарант в течение пяти дней после истечения срока уплаты. Исполнение требований налогового органа подлежит исполнению также в течение пяти дней. Указанные правила распространяются также на банковские гарантии, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате сборов, пеней, штрафов.

Закон предусматривает, что по просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест на залог имущества.

Также поправки уточняют отдельные полномочия налоговых органов при взыскании налогов и отдельные положения об учете в налоговых органах управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, а также физических лиц на основании информации, полученной посредством межведомственного взаимодействия налоговых и регистрирующих органов.

Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество, подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения имущества. Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, зарегистрировавшим договор о создании группы. Постановка на учет и информирование об этом ответственного участника должны быть осуществлены в течение пяти дней с момента регистрации договора о создании консолидированной группы. Также пять дней отводится на постановку на налоговый учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества, ответственного за ведение налогового учета. Уточняется, что постановка на учет такой организации должна осуществляться налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.

Вводится норма, согласно которой сумма налога должна исчисляться в полных рублях, то есть сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма свыше 50 коп. округляется до полного рубля.

Закон исключает дублирующие положения НК РФ о предоставлении в налоговые органы сведений, необходимых для учета в налоговых органах организаций и физических лиц, а также для целей налогообложения по налогу на имущество организаций и физлиц, транспортному и имущественному налогам.

Помимо этого, согласно тексту документа, увеличивается до одного месяца срок для подготовки возражений лицами, в отношении которых проводились проверки.

Закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Вступили в силу поправки по ретробонусам в целях НДС и корректировочным счетам-фактурам

1 июля вступили в силу отдельные положения федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

В целом закон вступил в силу со дня официального опубликования, но положения, касающиеся НДС, вступают в силу только с нового налогового периода по НДС.

Напомним, НДС по корректировочному счету-фактуре теперь доначисляется в периоде увеличения цены товара или его количества (то есть - в периоде составления документов, являющихся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур). До сих пор доначисленный НДС учитывался в периоде отгрузки.

Выплаченные ретробонусы, премии за исполнение условий договора теперь не меняют цену товара в целях НДС (если только изменение цены вследствие выплаты премий не предусмотрено условиями договора поставки). Соответственно, не понадобится выставлять корректировочные счета-фактуры, которые невозможно было "отвязать" от исходных счетов-фактур, при выплате ретробонуса.

Но даже если договором предусмотрено изменение цены товара вследствие выплат всякого рода премий, проблем с трудоемким пересчетом показателей при выставлении корректировочных счетов-фактур больше не будет. Появилась возможность составлять единый корректировочный счет-фактуру по нескольким исходным счетам-фактурам. С этой целью введена норма: "налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее".

Умершие директора контрагентов - не повод для ИФНС не принимать расходы и НДС к вычету

Поводом к возникновению арбитражного дела № А42-5719/2012 стали доначисление по налогу на прибыль и отказ в вычете НДС, которые налоговики мотивировали нереальностью сделок компании сразу с несколькими контрагентами.

Однако в судах выводы налогового органа поддержки не нашли. Например, все доводы о бестоварном характере сделки разбились о доказанные факты оплаты и перемещения приобретенного товара. Утверждения ИФНС о том, что один из контрагентов не мог выступать подрядчиком по причине отсутствия персонала в штате, способного выполнить работы, также были опровергнуты доказательствами привлечения персонала для работы на объектах компании через рекрутинговую фирму.

Налоговики также выяснили, что руководители двух контрагентов - ООО "И" и ООО "Н" - на момент подписания договоров были умершими.

Само по себе это обстоятельство не свидетельствует о невозможности фактического осуществления данными организациями как
юридическими лицами хозяйственной деятельности, указал суд апелляционной инстанции. Эти выводы поддержала и кассация - фактом оставления решения апелляции в силе.

Более того, данные лица на момент совершения спорных сделок были указаны в ЕГРЮЛ в качестве руководителей контрагентов. Так что у налогоплательщика (истца по делу) не имелось оснований полагать, что заключение сделок с контрагентами невозможно по причине смерти их руководителей, отметил суд.

На налогоплательщика нормами действующего законодательства не возложена обязанность проверять подлинность подписи на первичных документах на предмет ее выполнения действительно тем лицом от имени контрагента, которое указано им в документе. Также применение налогоплательщиком вычетов по НДС и отнесение затрат на расходы не связано с тем, каким образом заключаются организацией сделки – лично руководителями, уполномоченными лицами, посредством телефонной, факсимильной, интернет связи.

Руководитель компании-истца, как выяснилось, не помнит обстоятельств заключения договоров, поскольку оно происходило по телефону. Затем договор направлялся по почте, обмен всеми документами по сделкам с поставщиками производился по почте и по факсу.

К тому же, налоговый орган не представил доказательств того, что лица, фактически подписавшие документы от имени поставщиков, не имели на это полномочий.

На основании этих нюансов суды сочли не заслуживающими внимания заявления налоговиков, в том числе и о смерти руководителей двух контрагентов как о доказательстве нереальности сделок.

ФИНАНСЫ, ПРАВО

Президентом подписаны поправк




Задайте Ваш вопрос

Мы с удовольствием ответим в ближайшее время
Контактная информация:
 
Интересует стоимость услуг?
Заполните анкету!
У вас есть вопросы?
Задайте их немедленно!


Тел./факс: (342) 2144-640, 2144-639
Россия, 614066, Пермь, ул. Мира, 8б
Написать письмо © 2009-2013 ООО «Аудит-Профит»